В с. Белогорное, «второй Москве», освящена Поморская Церковь

В с. Белогорное, «второй Москве», освящена Поморская Церковь

В воскресение 2 декабря 2018 года, на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа царевича великия Индии, в селе Белогорное Вольского района Саратовской области после реконструкции и ремонта состоялось открытие и освящение древлеправославной Поморской церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы ДПЦ с. Белогорное

На первую праздничную службу в обновленной церкви собралось много верующих. Разделить это радостное событие с местными прихожанами и принять непосредственное участие в малом освящении прибыли и староверы-поморцы из г. Саратова.

На праздничное богослужение собралось много верующих

Это был действительно праздник, который собрал под своды обновленного здания большое количество людей. Не все желающие смогли поместиться в небольшом основном зале Церковного здания, многим пришлось молиться в притворе.

Для всех християн это очень важное и радостное событие, ведь его с нетерпением ждали уже долгое время.

Распаковываем подарки

Праздничное Богослужение возглавили Саратовские причетники, их силами были отслужены часы, обедница. А вот молебен Покрову Пресвятой Богородицы доверили читать местным християнам. Несмотря на разницу в традиции пения саратовских и коренных причетников, уже к середине моления удалось петь и славить Пресвятую Богородицу едиными устами.

И зазвучала над селом духовная песня Помощнице рода християнского, прося Пречистую Владычицу о ее молитве и ходатайстве к Богу за всех, призывающих ее на помощь и просящих ее Покрова и заступления.

Этот праздник мог бы и не состояться, если бы не огромный вклад, который внес в реконструкцию и ремонт Церкви ее попечитель — Владимир Куприянович Чуев. Он полностью финансировал покупку строительных материалов, церковного купола, абсолютно все ремонтные работы, как по реконструкции здания Церкви, так и по внутренней и внешней его отделке. Кроме того, строительным краном здание Церкви было поднято на необходимый уровень от земли, укреплен и утеплен фундамент  здания. Ремонтировала церковь бригада, которой также руководил Владимир Куприянович.

Владимир Куприянович Чуев (в центре)

Коренной старовер, он вспоминает, каким особенно строгим в вере был его дедушка по линии матери — Славнов Федор Ермолаевич, а бабушка Славнова Татьяна Елисеевна старательно просвещала внука в духе староверия. Труды и старания их оказались не напрасными вера их внука не иссякла, ныне он старательно укрепляет поморское староверие в селе.

После праздничного молебна и освящения Церкви саратовские християне обратились в своей речи к гостям праздника и призвали християн с. Белогорного чаще посещать святую церковь, молиться, приглашать своих детей и внуков на церковное богослужение, делать всё, чтобы Церковь процветала. Слова благодарности были сказаны, безусловно, и в адрес попечителя Чуева Владимира Куприяновича и всем, кто трудился, кто помогал словом или делом в созидании Церкви.

Работы, конечно, еще много. Нужно наполнить церковь внутренним убранством: сделать иконостас, приобрести большие подсвещники, книги, различную церковную утварь, завершить иные благие дела. Но главное сделано храм открыт.

Саратовские християне привезли для обновленной моленной книгу «Часослов», два аналоя, ящик для пожертвований, свещи, служебные Календари, изготовили и установили табличку на Церковь, но главное бережно отреставрировали местные старинные иконы, которые хранились у прихожан.

Икона «Святитель Христов Никола» до и после реставрации для моленной с. Белогорное

Как известно, в иконе сходятся два мира — по одну сторону стоит человек, а по другую находится Царство Небесное. Возрожденная икона и обновленный храм — в этом молитвенном стоянии выражается християнская преданность и любовь к Богу.

Малая икона святителя Христова Николы до и после реставрации для моленной с. Белогорное. Также отреставрировано феодосеевское Распятие и расколотая пополам икона Богородицы «Неопалимая Купина»

Если говорить об истории поморцев и поморской церкви в селе Белогорное, стоить отметить, что первые жители этих мест, приверженцы старой веры из самой первопрестольной, поселились в лесу, который стал называться «Климов дол», еще в XVII веке. Укрывавшиеся тридцать лет в лесу староверы старались не отходить далеко от своего поселения. Рядом же находился и погост. До сего дня на этом месте сохранились останки их землянок и погост с намогильными крестами. Со временем, обследовав округу, они нашли небольшую лысину (поляну) на горе, густо покрытой лесом, которую назвали «Лысой горой» и устроили на этом месте кладбище.

«Мы вторая Москва», говорят о себе и по сей день жители села, подчеркивая тем самым не только свое московское происхождение, но и былую значимость с. Самодуровки в старообрядческом мире.

Согласно исторической летописи, во времена Екатерины II, когда отношение власти к староверам немного изменилось, староверы спустились с «Климова дола» вниз и стали заселять местность сегодняшнего села. За незаконные их действия они были названы «самодурами», а село стало именоваться «Самодуровка». Позже в «Самодуровку» стали стекаться переселенцы из Пензенской, Костромской и других губерний. Староверческое поселение так разрослось, что его называли «второй Москвой». Как пишет Половинкин П.В., когда и как здесь приняли поморский устав неизвестно, но, видимо, уже с середины XVIII столетия самодуровцы были ревностными последователями Выга. Поволжское старообрядчество так же, как и выговцы, осваивало новые земли, вело напряженную полемику.

История жителей с. Белогорное, рукопись

В конце XIX века в селе было три согласия: поморцы брачные, феодосеевцы и так назваемые «тропарщики» поморцы, признающие моление за царя и отвергающие бессвященнословные браки. Начиная с самого образования села, местными жителями велась и бережно хранилась летопись. Найденный один из поздних списков летописи повествует о жизни села за его трехсотлетнию историю, наставниках и служителях церкви (примерно с середины XIX века здесь присутствуют только представители брачного согласия):

«Сие поминание жителей Села Самодуровки Отцев Духовных и причетников четцов и певцов от начала Самаго Заселения Села и доныне Содержащих древнее Благочестие поморскаго согласия Приемлющии браки законные С кратким их Жизнеописанием…» (орфография и пунктуация сохранены).

На протяжении ряда лет в Самодуровке проводили исследования сотрудники Московского Государственного университета, которые обнаружили следы выдающейся библиотеки. 79 рукописей и 11 книг XVII-XX вв., частью состоящих из произведений местных авторов, поступило в собрание МГУ. По всем ним были проведены тщательные исследования, написан ряд научных трудов. Вывод этих исследований: самодуровская библиотека явилась своеобразным «столпом и основанием» самодуровской авторитетности, выделению села в старообрядческий центр, знаменитый не только в Поволжье, но и в Сибири.

Старинное фото

На 1911 год в селе было шесть староверческих моленных: четыре брачного согласия и две феодосеевцев. Одна из моленных брачного согласия находилась в середине села, называлась «большой» и являлась центральной. Все общины разделялись между собой только из-за того, что верующих было очень много и в одной моленной все они не помещались. Верующие также были вольны в выборе того, куда им ходить на моление.

В годы коллективизации все моленные были закрыты. В «большой» моленной сначала находилась средняя школа, позже она была разрушена, теперь на ее месте построен детский сад. Другие моленные также разрушены. Осталась лишь «Тюревская», которая основательно перестроена. Иконы и книги христиане старались спрятать, кто как мог. Кто закладывал их подальше в подпол, кто зарывал в землю. Уже спустя много времени, во время пахоты плугом зацепляли какие-то доски и наружу выходили большие иконы, но от сырости они уже были испорчены и утрачены для верующих навсегда.

Выписка из Протокола заседания Президиума Хвалынского райисполкома от 1937 года

После закрытия моленных, собираясь на молитву в домах верующих, какое-то время староверы так и разделялись на общины по составу прежних «моленных». Даже именоваться они продолжали по-прежнему: «Коробова моленная», «Тюревская» и т. д.

В 30-е годы многие из христиан пострадали за веру. Арестовывали ночью, приезжали и забирали по одному, отвозили в Черкасск, где осуждали и потом сажали в тюрьмы Пугачева и Вольска. Немногим удавалось вернуться домой живыми. Одного из первых в селе забрали наставника Киприана Васильевича Чуева. Вскоре были арестованы еще один наставник «тюревской» моленной Максим Кочнев, и наставник «большой» моленной М.Н. Рыжаков. Их погрузили на баржу, вывезли на середину Волги в районе Широкого буерака и скинули на тонкий лед. Всего же тогда утопили около тридцати старцев. Кладбище староверов уже 300 лет находится на «Лысой горе», в дубовой роще, в семи километрах от села, там стоит небольшая часовня, в которой служат погребения по умершим.

Служба у християн с. Белогорное. Фото Олега Климова

Наставником староверов-поморцев в селе последнее время в одной моленной был Большаков Михаил Калинович (27.02.1893 г 15.12.1979 г), а в другой Тихонов Леонтий Фокеевич (умерший в 1988 году), затем Михаил Михайлович Рыжаков. После этого какое-то время все обязанности наставника по службе, совершению таинств и требоисполнениям выполняла Мария Васильевна Осокина (1912 12.01.2004 г.).

Християне с. Белогорное. Фото Олега Климова

Из всех поморских общин осталась только одна, она располагается в отдельном молитвенном доме, ранее в ней располагался сельсовет. В 2013 году это здание передано местной администрацией в безвозмездное пользование старообрядческой Поморской общине г. Саратова. В настоящее время поморцы с. Белогорное собираются на молитву по праздникам, когда с утра молятся каноны: Кресту, Богородице и Празднику. Многие песнопения здесь поют на один глас, в некоторых песнопениях явно прослеживается наонная певческая традиция. Наставником общины является Большаков Павел Михайлович.

Белогорное

Наставник общины Большаков Павел Михайлович

С большим сожалением и горечью самодуровцы говорят о разрушении традиций старой веры, о том, что все меньше остается истинных ее приверженцев и что молодые, хоть и крещеные по старой вере, отходят от веры и «ничего не знают». Причину отхода от веры и равнодушия к ней самодуровцы видят в отсутствии истинных духовных наставников, в которые всегда избирали начитанных, сильных в вопросах вероучения и ведущих безупречную християнскую жизнь людей. Многие из них были репрессированы в двадцатые-пятидесятые годы, что отрицательно сказалось на состоянии старообрядческих общин:

«Бывало, у нас столько было моленнов в селе-то! Шесть моленнов! ходили все рядышком, все были учены».

Но не будем унывать. Издревле наши предки связывали появление святого храма с будущим благоденствием и процветанием родной земли, потому как Церковь служила людям духовной защитой и вселяла веру в будущее. Обновленный храм, увенчанный златоглавым куполом, стал настоящим украшением, гордостью и защитой села Белогорного. Пусть эта Церковь помогает верующим в трудные минуты, дарит радость в минуты добрых свершений, чтобы у людей появилась уверенность в завтрашнем дне и вера в будущее родного села.

Белогорное

После Праздничного богослужения

«Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (к Коринфом второе послание св.апостола Павла, зач.181) эти слова апостола Павла весьма подходят к нашему времени. Воздадим благодарение Богу за дарование благоприятного и мирного времени для восстановления и строительства новых храмов, проведения крестных ходов, для свободной проповеди православной веры. Слава Богу за всё!

Автор: Нина Лукьянова

Метки: , , , , , , , , , ,