С Праздником святаго славного пророка Илии!

С Праздником святаго славного пророка Илии!

Сегодня, 2 августа празднуем память святаго славного пророка Илии Фезвитянина.

Огненное восхождение пророка Илии. Москва, конец XIX-начало XX в., Медный сплав, литьё, эмаль. На иконе представлены сцены из жития святого. Слева изображены пророк Илия в пещере и ворон с кистью винограда в клюве. В нижней части – явление ангелу спящему Илие и переход пророка Илии и его ученика Елисея через Иордан. В верхней части – огненная колесница, в которой сидит Илия с милотью в левой руке, ниже – Елисей, принимающий милоть. В верхнем левом углу изображена благословляющая десница.

«Илия ревнивый, и страстем самодержец, на воздусе носим бяше днесь, всемирнаго таинник спасения начинатель. О славы честныя, ейже сподобися небопарный пророк, и пророком изрядное удобрение. Сей бо во плоти ангел, и безплотен человек показася исправленьми. Его же хваляще рцем, заступи нас мудре в день судный (стихера празднику).

Еще во младенчестве пророк был освящен особенной Божественной благодатью. Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Само имя «Илия», в переводе с еврейского, означает «крепость Господня».

Святой пророк жил в девятом веке до Р. Х., родился он в Фезвии Галаадской и происходил из колена Левиина рода Аарона. После смерти царя Соломона царство его распалось на две части: Иудейское и Израильское. Цари, особенно в Израиле, стали сильно отклоняться с правого пути к идолопоклонству, при царе Ахаве – современнике пророка Илии – идолопоклонство стало уже повсеместным.

Сам царь Ахав, под влиянием своей жены-язычницы Иезавели, которая была дочерью царя Сидонского, превосходил в нечестии всех прежде бывших царей Израиля. Он открыто поклонялся языческому кумиру Ваалу и принуждал к тому же весь народ.

«И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него» (3-я Царств, 16, 30).

Тогда святой пророк Илия, чтобы призвать Израиль к покаянию, явился к царю и сказал ему, что отныне в Израиле не будет «ни дождя, ни росы, разве только по моему слову» (3-я Царств, 17, 1).

В начале великой засухи сам пророк скрывался от царского гнева в уединенном месте у потока Хорав. Утром и вечером вороны приносили ему хлеб и мясо. Когда поток от бездождия иссякнул, Илия, по слову Господню, пошел в Сарепту Сидонскую и поселился у одной вдовицы. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, так разъясняет это место из Св. Писания:

«Знай, что отечество пророков – синагога иудейская, у которой они в бесчестии. Ею пророки не приняты, а чужеродные приняли их. Ибо вдовица, то есть церковь из язычников, приняла Илию, то есть пророческое слово, когда в Иудее был голод духовный, то есть голод слышания Слова Божия (Амос. 8, 11)» (Толкование на Евангелие от Луки, 4, 25-26).

Поверивши слову святого пророка, бедная вдова не пожалела для него последний горсти муки и остатков масла на опреснок, хотя и сама она была уже на грани голодной смерти. В награду Илия чудесным образом умножал в ее доме муку и масло для пропитания, пока был всеобщий голод и бедствие от бездождия. Пророк воскресил умершего сына вдовицы и вскоре после этого направился в Израиль.

Через три с половиной года от начала засухи св. пророк прибыл к царю Ахаву, чтобы возвестить ему, что Господь посылает на землю дождь.

Царь встретил пророка весьма гневно и сурово, называя его «смущающим Израиля». Но святой пророк еще раз смело обличил царя за нечестие и велел ему соорудить ему два жертвенника – один для Истинного Господа, другой – для Ваала, чтобы перед всем народом явить величие Божие.

Тогда на горе Кармильской собрался многочисленный народ израильский, царь Ахав и нечестивые пророки-идолослужители. Первыми стали совершать свою службу Вааловы жрецы – по слову пророка, на жертвенник, сверху дров, положили закланного тельца, на которого должен был сойти огонь с неба и попалить его. Таким образом, при помощи чудесной силы свыше, всем людям надлежало уразуметь, чей Бог есть истинный.

С раннего утра до позднего вечера трудились в своих заклинаниях идолопоклонники и, согласно принятому ритуалу, «стали они кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха» (3-я Царств, 18, 27-28).

Наступил час принести жертву Истинному Богу. Святой пророк Илия соорудил новый жертвенник из двенадцати камней, по числу двенадцати колен израилевых. По его приказу вокруг жертвенника выкопали глубокий ров и наполнили его водой. Так же обильно поливали и дрова и жертву до тех пор, пока вода не стала растекаться вниз по земле.

«И вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что ты Один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. (3-я Царств, 18, 35-39).

Случилось еще одно великое, долгожданное чудо: по слову святого пророка собрались грозовые тучи и страждущая земля, наконец, воспрянула под обильным, проливным дождем.

И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3-я Царств, 18, 35-39). Однако даже такие дивные, сверхъестественные события не смогли обратить сердца самых упорных, нераскаянных грешников: если царь Ахав и осознал в какой-то степени свое заблуждение, то жена его, убежденная идолопоклонница Иезавель, еще более ожесточилась и вознамерилась умертвить святого пророка.

Ради приказа нечестивой женщины Илия был вынужден опять скрываться. Сорок дней и ночей шел он, подкрепленный пищей из руки ангела, в дальний путь, до горы Божией Хорива. Там он затворился в пещере, глубоко скорбя о том, что люди Израиля уклоняются от правого пути и забывают истинного Бога.

«И вошел он там в пещеру, и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3-я Царств, 19, 9-10).

В ответ он получил особое откровение от Господа, когда Сам Господь явился ему не в «духе великом и крепком», не «в вихре» и не «в огне», но как «глас света тонка», показывая, таким образом, Свое милосердие и кротость к роду человеческому.

По слову Господню, Илия должен был идти в Дамаск, чтобы помазать на Сирийское царство некоторого мужа, по имени Азаил. Царем над Израилем помазать Ииуя, сына Амасиина, а Елисея, сына Сафатова, благословить быть пророком вместо себя (3-я Царств, гл. 19-я).

«Сказал Илия Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.
Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4-я Царств, 2, 9-12).

Огненное восхождение пророка Илии. Северная Русь, 17 век.

В Новом Завете мы опять встречаемся с великим пророком, когда воспоминаем чудо Преображения Господня на горе Фаворе. В церковной традиции пророк Илия предстает как повелевающий небесными стихиями, ему мы молимся о ведре (дожде). По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предотечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и, за свою обличительную проповедь, примет смерть от рук антихристовых служителей.

Нечестивого царя Ахава и его коварную сожительницу вскоре после вознесения святого пророка ожидало справедливое возмездие. Сам царь погиб бесславным образом в сражении с царем Сирийским: «и умер царь, … и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек» (3-я Царств, 22, 37-38). Иезавель же, жена его, была предана казни по приказу нового израильского царя Ииуя.

«И прибыл Ииуй во Израиль. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое, и украсила голову свою, и глядела в окно… И он поднял лице свое к окну… и выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (4-я Царств, 9, 30-33).

Так, согласно святоотеческим изречениям, суетная жизнь человеческая подобна «высокому пламени», которое, разгоревшись, некоторое время поражает своей высотой и величием, но после становится прахом, развеваемым по земле.

Публикуем для наших читателей «Сборник о пророках Илие и Енохе», который вы можете не только прочитать, но и сохранить себе, пройдя по ссылке.