.Б. Пашинин «Третьи Ковылинские чтения, посвященные 250 -летию основания Московского Преображенского Старообрядческого монастыря»
В помещении Братского корпуса (ранее Мужской двор) Московского Преображенского Старообрядческого монастыря 28 октября 2021 года состоялись Третьи Ковылинские чтения. Они были посвящены юбилейной дате — 250-летию со дня основания обители.
Во многие исторические источники монастырь вошел под названием Преображенского кладбища (или Богадельного дома), т.к. его история началась с эпидемии чумы 1771 г. Благодаря огромной энергии и организаторским способностям купца Ильи Алексеевича Ковылина из скромной часовни при кладбище Преображенское в течение последующих нескольких десятилетий становится духовным центром безпоповцев России и Зарубежья.
Здесь проходили соборы, переписывались, а затем издавались книги, обучали певческому мастерству и церковному уставу, писались и отливались иконы. К началу ХIХ в. здесь жили тысячи староверов, в районе сел Преображенское, Семеновская, можно сказать, образовалась староверская слобода. Здесь возникли известные на всю Россию династии Гучковых, Егоровых, Зиминых, Горбуновых, Синицыных, Кочегаровых, Носовых и т.д.
В настоящий момент внутри архитектурного ансамбля монастыря существуют две общины: старопоморская (бывший женский двор) и поморская (мужской двор). В обоих храмах идет служба по безпоповскому уставу, составленному в начале ХVIII в. Выговскими старцами в Заонежье. Есть и различие: у федосеевцев (старопоморцев) сохраняются традиции монастыря и отсутствует благословение на брак, в поморской общине существует чин благословения на брак. При этом обе общины соблюдают свои традиции, не вмешиваясь в дела друг друга.
Советские годы нанесли большой ущерб монастырскому комплексу, частично были разрушены стены и башни окружавшие территорию обители, на восточной территории Женского двора размещен рынок, были отобраны все корпуса обеих частей монастыря, в них расположились разные государственные канторы, здания постепенно приходили в запустение. Было забрано староверское кладбище, которое и дало основание обители.
Постепенно идет восстановление ансамбля монастыря, но, по-прежнему, остаются чуждые обители структуры: Преображенский рынок (единственный в России рынок до сих пор находящийся на территории монастыря), подразделение вневедомственной охраны.
Реставрация монастыря нуждается в серьезной государственной поддержке, ведь за 70 лет советской власти многое что было разрушено. Третьи Ковылинские чтения привлекли внимание как многих известных ученых, так и деятелей церкви. Около 40 докладов и приветственных выступлений было заявлено на Чтения. Форум открыли председатель Совета приходов Преображенского Старообрядческого монастыря В. А.Кожев, председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Владимир Викторович Шамарин. С приветственными словами выступили председатель Центрального Совета ДПЦ Беларуссии А.Н.Белов, А.С. Клямко, член Совета по религиозным вопросам при Президенте РФ , К.В.Кожев, председатель Совета Древлеправославной Старопоморской Церкви федосеевского согласия, председатель Московской Поморской Старообрядческой общины А.И.Лепешин. Так же с теплыми словами приветствия Форуму выступил Главный советник внутреннего управления Администрации Президента РФ А.А.Терентьев.
Доклады были столь интересны и насыщены, что не представляется возможным в краткой статье сделать аннотацию к каждой. Можно лишь отметить некоторые группы тем, которые звучали на Третьих Ковылинских чтениях. Это, естественно, материалы по самому Преображенскому монастырю. Особенно интересны были доклады В.Ф.Козлова и М.О.Шахова по истории советского и постсоветского периода, тему продолжали доклады Е.М.Юхименко, П.В.Половинкина, А.Г.Дурнова, А.В.Бугрова. Особый «блок» докладов составляла тема Преображенского иконописания (Д.Е.Мальцева, Я.Э.Зеленина, А.С.Преображенский), также сюжеты о меднолитейной традиции Преображенского: Е,Я.Зотова, С.А.Афонин, А.А.Безгодов. Важны для истории и связи Преображенского монастыря с другими регионами, это доклады Т.Я.Дроновой (Усть-Цильма), Н.М.Нестеренко (Бурятия),С.М.Назаров и С.В.Рудаков (Нижегородская обл.), В.В.Ермолович (Белгород), Н.В.Литвина (Пермский край), И.А.Аитова (Казань). Эмоциональными и насыщенными были доклады, посвященные известной меценатке из Серпухова А.В.Мараевой – И.А.Волков и В.А.Любартович. Своевременным и насущным было сообщение о работе воскресной школе в Московской Поморской общине К.А.Поповой.
Из-за большого обьема не все доклады были зачитаны, но все, вовремя представленные, включены в сборник. К сожалению, пандемия ограничила круг выступающих. Не все смогли приехать. Тем не менее, Третьи Ковылинские чтения состоялись, внесли свою лепту в продолжение и развитие духовного наследия Преображенского. Проект был осуществлен при поддержке Президентского гранта Культурно-паломническим центром протопопа Аввакума, также в помещениях Братского корпуса были открыты три фотовыставки «Московский Преображенский Старообрядческий монастырь: 250 — вехи истории», «Пустозерск -земля Аввакума» (К 400-летию протопопа Аввакума), «Староверский край Усть-Цильма». Автор экспозиций и ведущий Третьих Ковылинских чтений М.Б.Пашинин. Таким образом продолжилась традиция Ковылинских чтений, начатая КПЦ им. прот. Аввакума в 2014 г. в стенах Московского Историко-Архивного института при поддержке председателя Московского краеведческого общества В.Ф.Козлова.
Председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Максим Борисович Пашинин.