25 лет со дня упокоения преподобного Сергия, игумена Радонежского чудотворца
В 2017 году святая Церковь отмечает 625 лет со дня преставления преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, который упокоился в 1392 году. Преподобный Сергий Радонежский считается одним из самых почитаемых святых со времен древней Руси и до нынешнего времени. Основатель многих иноческих обителей, и в первую очередь Троице-Сергиевой Лавры, он именуется в народе как «игумен земли русской».
Преподобный Сергий Радонежский с житием в 22 клеймах. Первая половина или середина XVII века
Также известна роль преподобного в истории русского государства, когда он своим авторитетом поддержал создание централизованного русского государства и благословил русских князей дать отпор нашествию хана Мамая на Куликовом поле. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Подробности жития преподобного известны благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Труд древнерусского писателя Епифания Мудрого «Житие Сергия Радонежского», написанный им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни преподобного. Интересно, что не найдено документальных доказательств официальной канонизации Сергия Радонежского, что подтверждает древнехристианскую и древнерусскую традицию почитания подвижников по самому факту их святости. Ученые склоняются к мнению, что почитание настоятеля Троицкой обители началось уже в середине XV века. В эти годы в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви впервые называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Эти документы датируются 1450 годами.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Мастерская Феодосия. Москва. 1-я треть XVI века. Из Успенского собора г. Дмитрова. Москва, музей им. Андрея Рублева
В честь Сергия Радонежского создано множество икон. Одна из самых известных работ Андрея Рублева — икона преподобного Сергия Радонежского, на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Также с преподобным связан образ «Обитель Преподобного Сергия Радонежского», список ХIХ века с не сохранившейся древней иконы ХVII века, которая находилась некогда в северо-восточном приделе Трапезной Троице-Сергиевой Лавры.
Иконописный образ Троице-Сергиевой обители, созданный в конце XIX века
Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М.В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею».
М.В. Нестеров. Явление отроку Варфоломею
Необходимо отметить, что отношение к наследию преподобного Сергия и других древнерусских святых не всегда было однозначным. После реформы патриарха Никона и раскола Русской Церкви в полемических сочинениях, благословленных синодальной церковью, древнерусские святые нередко назывались людьми «темными» и «невежественными». Некоторые из них даже были вычеркнуты из списков святых. Русский писатель А.И. Солженицын так сформулировал свое отношение к подобным гонениями:
И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, — но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение — самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости — продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) — и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам?
Современный публицист Егор Холмогоров также пишет о духовном наследии преподобного:
Отступить от обряда, по которому служили святые преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, — значит отступить от веры. А где падет вера, там рухнет и царство…
По материалам сайта ruvera.ru