5 лет со дня рождения иконописца Симеона Терентьевича Быкадорова
27 декабря 2017 года исполняется 95 лет со дня рождения известного иконописца, реставратора, а последние два года — наставника Московской Преображенской общины Симеона Терентьевича Быкадорова. Он родился на хуторе Севастьянове, Милютинского района Ростовской области в семье донских казаков, глубоко верующих старообрядцев. Вся сознательная жизнь С.Т. Быкадорова была связана с Древлеправославной церковью. Иконописец вспоминал, как в детстве разглядывая иконы в храме, он думал, чтоИконы спущены с неба на веревках, они не могут быть написаны людьми.В 1942 году Симеон Терентьевич был призван на фронт. После окончания войны вместе с воинской частью, в которой служил, оказался в Латвии, в г. Саласпилс. В 1947 году окончил первый курс отделения живописи Краснодарской художественно-педагогической школы. Затем продолжил обучение на отделении живописи в Рижском художественном училище им. Я. Розенталя, в котором учился с 1948 по 1952 год. В это же время он стал приходить на богослужения в Рижскую Гребенщиковскую общину. В ней и прошла почти вся жизнь Симеона Терентьевича. В 1950-е годы начал изучать основы иконописания у Е.Е. Кекишева (1892-1980), который приезжал в Ригу из эстонской деревни Раюши. Евфимий Еуплыч учился у Гавриила Евфимовича Фролова (1854-1930). Так передавалась эстафета традиций древней иконописи. В эти годы С.Т. Быкадоров совместно с Е.Е. Кекишевым написал иконы «Введение во храм Богородицы» и «Фомино уверение», при этом С.Т. Быкадорову было позволено писать лики. В 1951-52 гг. Симеон Терентьевич написал для РГСО свои первые иконы – «Спас нерукотворный» и «Св. Иоанн Златоуст». В 1960-е гг. в РГСО неоднократно приезжал Феодор Антонович Каликин (1876-1971), старовер-поморец, общепризнанный реставратор старинной живописи, который работал в Ленинграде — в Русском музее и Эрмитаже. В РГСО Ф.А. Каликин восстановил много древних икон и параллельно обучал Быкадорова реставрационным работам. По направлению уполномоченного по делам религии и ходатайству руководства общины, Симеон Терентьевич с 1975 года проходил стажировку в Москве — в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР). В августе 1984 года ему было выдано удостоверение о том, что он аттестирован как художник реставратор третьей категории по специальности — темперная живопись. В дальнейшем несколько раз на протяжении 5 лет Симеон Терентьевич продолжал повышать свой уровень знаний воВсесоюзном научно-исследовательском институте реставрации. На протяжении многих лет С.Т. Быкадоров интересовался творчеством Г.Е.Фролова и П.М. Софронова. Эпизодически общался с иконописцем И.И. Михайловым, на манеру письма которого в значительной мере повлияло творчество Г.Е. Фролова и П.М.Софронова. Но более всего в своем творчестве С.Т. Быкадоров стремился следовать правилу, утвержденному для иконописцев Стоглавым собором (1551):
Писати как Андрей Рублев и прочие присловущи живописцы, и от самомышления своими догадками Божества не описывати.Поэтому в манере письма Симеона Терентьевича, в композиции, колорите, характере образов заметны особенности византийской, древнерусской живописи и влияния творчества Андрея Рублева. Наряду с работами в РГСО, где он написал более 25 икон и реставрировал более 150 икон, он работал в Горьковской (ныне Нижегородской) старообрядческой общине, реставрировал фрески и иконы, а также в старообрядческих моленных г. Новгорода и г. Драгобыча. Симеон Терентьевич писал много икон для старообрядческих общин Латвии, в том числе для Илукстской, Плюсковской, Рижской Богоявленской старообрядческих общин, написано им и несколько портретов старообрядческих наставников.
Симеон Терентьевич был убежден и глубоко верил в то, что нельзя перенести духовность на изображаемую икону не будучи самому духовно смиренным. И он смиренно откладывал писание до нужного настроя… А мы грешные торопили его: «Быстрее, быстрее, нам очень нужны иконы». И он, не гневясь, спокойно объяснял: «Напишу, напишу, обязательно напишу». Знал, что трудно объяснить необъяснимое, знал, что не поймут его и …. молчал. (Из воспоминаний о С.Т. Быкадорове).Когда Симеон Терентьевич писал или реставрировал иконы, он закрывался от всех и стучаться к нему было бесполезно, никому не откроет. Первое впечатление при встрече с Симеоном Терентьевичем было таково: простой деревенский мужик, давно ушедших «твердых» времен. Но, глаза, спокойные, мудрые, чистые. Взгляд проникновенный, нет ни тени недоверия к собеседнику. Симеон Терентьевич не любил фотографироваться. Считал что нескромно это, совестливо. Часто он повторял слова:
Моя мечта завершить иконы, которые мне поручены, на высоком духовном уровне, чтобы иконописные лики вдохновляли людей на усердную молитву, напоминали им о Боге, о Небе.Завершить эту мечту ему не пришлось.
Обстоятельства вынудили его покинуть родную обитель и умереть вдали от нее… (Из воспоминаний И. Е. Миролюбова).С.Т. Быкадоров незадолго до своей кончины был приглашен в Москву в федосеевскую общину на Преображенском кладбище, летом 2009 года был благословлен в наставники. 15 января 2011 года, на Святках, на 90-м году жизни Симеон Терентьевич Быкадоров скончался.