ртемий Петрович Черчимцев
В конце 19-го – начале 20-го века в селе Ахмат Камышинского уезда Саратовской губернии проживал видный старообрядческий начетчик-апологет Артемий Петрович Черчимцев. В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии: Южные уезды Царицынский и Камышинский», который составил А.Н. Минх, селу Ахмат посвящена отдельная статья. В ней, в числе прочего, сообщается:«Ахмат — волостное село Камышинского уезда, на правом берегу Волги, в 60-ти верстах от Саратова… Крестьяне — бывшие крепостные графини Олсуфьевой, на дарственном наделе, и составляют одно сельское общество; все они великороссы, православные, старообрядцы и сектанты беспоповско-поморского толка».
О населении Ахмата здесь даются такие сведения:
«1862 год — во владельческом с. Ахмат было 217 дворов и 1779 жителей обоего пола; 1886 год — 467 домохозяев, 2175 душ обоего пола (грамотных — 196 муж. и 2 жен.); к 1887 году — из с. Ахмата переселись в Новоузенский уезд, Самарской губернии, на казенный участок, 184 ревизских (а наличных — 481) душ муж.п.; 1891 год — в с. Ахмат 1417 душ обоего пола всех вообще жителей; 1894 год — в с. Ахмат две трети всего населения отклонились в раскол и принадлежат к сектам: поморской, странников (подпольников) и к Спасову согласию (все великороссы). 1899 год — крестьяне [в с. Ахмат] большею частью принадлежат к расколу, так что можно считать 2/3 населения раскольников, принадлежащим к разным сектам: спасовцы, поморцы, филипповцы, федосеевцы, андреевцы, с подразделением еще брачных и небрачных, есть также секта «скрывших», т.е. подпольников, которых небольшое количество. Большая часть принадлежит к поморской секте».
Принадлежал к беспоповскому старообрядческому толку — «поморского брачного» согласия и начетчик Артемий Петрович Черчимцев. Сведения об А.П. Черчимцеве, а также записи некоторых его бесед, можно найти в новообрядческих журналах «Братское слово», «Миссионерское обозрение», а также в журналах: «Саратовские епархиальные ведомости», «Самарские епархиальные ведомости», «Нижегородские епархиальные ведомости», «Оренбургсие епархиальные ведомости», «Томские епархиальные ведомости», издававшихся в России в конце 19 – начале 20 в.в.
В современном Ахмате (как в «старом», Красноармейского района, так и в «новом», Краснокутского района) сохранилась фамилия «Черчимцев» (и ее варианты — «Чирчимцев», «Чертинцев» и др.). Многие ее представители проживают и ныне на территории Саратовской области. Интересно, что раньше в Саратовской губернии находились речка Чирчим и на ней — село Старый Чирчим (Кузнецкого уезда), сейчас и речка и село находятся на территории Пензенской области. По данным Интернета, в переводе с эрзя-мордовского языка слово «Чирчима» означает «Круча».
Период жизни и активной начетнической деятельности Артемия Петровича пришелся на самый конец 19-го и самое начало 20-го века. Это был период активной борьбы старообрядцев за свои права, но борьбы не насильственной. Единственным их оружием было Слово. И Слову устному придавалось огромное значение, так как до 1905 года в России старообрядцы не могли иметь своих официально разрешенных типографий, своей периодической печати.
Артемий Петрович Черчимцев был начетчиком, то есть мастером Слова и знатоком Слова Божия. В Иллюстрированной Энциклопедии «Старообрядчество» (2005 г.) дается такое определение:
«Начетчики — так называли образованных, обладающих большой начитанностью людей, знатоков богословия, истории и церковного права. Название происходит от слова «чтение» и указывает на то, что свои знания человек приобрел путем изучения, чтения книг, то есть путем самообразования».
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890 – 1907 г.г.) говорит:
«Начетчик (начетчица) — так называются у русских старообрядцев их богословы, высшее достоинство которых, со старообрядческой точки зрения, состоит в возможно большей начитанности в старопечатных (дониконовских) книгах, относящихся к богослужению, а также содержащих в себе творения св. отцов. У беспоповцев начетчики имеют авторитет не только нравственный, но и внешний, в смысле церковном (при устройстве богослужения и в управлении общинами)».
Начиная примерно с конца 1860-х годов в России стали активно проводиться собеседования православных миссионеров со старообрядцами. Оппонентами православных миссионеров на собеседованиях, как правило, выступали старообрядческие начетчики. Они были практически в каждом старообрядческом селении, однако они не всегда могли дать достойный ответ и отпор образованному и хорошо подготовленному миссионеру. В таких случаях принято было приглашать знаменитых начетчиков из других сел «для защиты древляго благочестия».
Таким известным во многих Российских губерниях начетчиком и был Артемий Петрович. Первое упоминание об Артемии Петровиче Черчимцеве в печати относится к январю 1899 г., когда в журнале «Миссионерское обозрение» была опубликована статья «Раскольнический беспоповщинский (поморского согласия) съезд, происходивший на окраине Нижегородской губернии». Упомянутый съезд (или собор) проходил в с. Окаеве, Лукояновского уезда в январе 1896 года «в присутствии Терентия Акимыча Худошина и Артемия Петрова Черчимцева», по просьбе местных старообрядцев «присланных христианскими настоятелями г. Саратова». Постановления собора «засвидетельствованы рукоприкладствами» его участников. Среди всех подписей особо выделены две: «Учители христиан: Терентий Худошин, Артемий Черчимцев». Автор статьи — Пензенский епархиальный миссионер священник Константин Попов — с возмущением пишет:
«Итак, 2 саратовские мужика — Терентий Худошин и Артемий Черчимцев, величающие себя «учителями христиан», точнее адвокаты раскольников поморской секты, приехали в с. Окаево, Нижегородской губ., собрали мужиков и составили якобы «Освященный собор» для рассмотрения церковных вопросов. Кто уполномочил их на это священное дело, предоставленное пастырям церкви? Мужики, купцы и разные торгаши…»
Статья К. Попова ценна тем, что он здесь сообщает интересные сведения о Т.А. Худошине и А.П. Черчимцеве, правда, со своей, миссионерской, точки зрения. Вот что он пишет:
«Худошин – Саратовский мещанин… Черчимцев – крестьянин с. Ахмата, Камыш. у. Сарат. губ. Оба ярые враги св. Церкви, адвокаты раскола и по найму защищают его».
И далее:
«Худошин и Черчимцев — адвокаты поморской секты. Они ездят по России, уговариваются с раскольниками о плате за свои беседы и ведут их с православными миссионерами. Они любят говорить подолгу, читать помногу, темами своих собеседований они нарочно выбирают такие предметы, которые мало понятны простому народу. Они не уясняют ни раскола, ни православия, а лишь затемняют то и другое. Их цель подольше и побольше наговорить пред публикою слушателей, наговорить до утомления и уйти с беседы, не уяснив, для чего все это они говорили. На прямые вопросы миссионера они отвечать не любят, а при настойчивом требовании они кричат, что их притесняют, не дают им говорить, читают слово Божие и грозят уйти с беседы. Слова эти производят волнение в расколе: почитатели лжеучителей начинают кричать: «Замолчите! Дайте нашему собеседнику свободу говорить все, что он хочет. Для чего же собрались!» и пр. А гг. вольнонаемные адвокаты Черчимцев, Худошин и К0 себе на уме. Они приехали не истину раскрывать, а себя показать и мзду заслужить. Они те же торгаши, кулаки, словоторговцы… Пред раскольниками они выдают себя святошами, напускают на себя личину благочестия, — чай не пьют, от водки отказываются, а за глаза – обычные люди. И такие люди стоят во главе раскола, руководят им, учат его и даже собирают соборы для определения и решения церковных вопросов?! Жалкие старообрядцы!».Уже к 1896 году Артемий Петрович заявил о себе и был известен как «учитель христиан». Учителем самого Артемия Петровича был известный поморский начетчик и видный деятель старообрядчества Терентий Акимович Худошин. До самой своей смерти Артемий Петрович был его учеником и главным помощником. К сожалению, учитель надолго пережил своего ученика.
В 1901 году в «Самарских епархиальных ведомостях» Самарский епархиальный миссионер, иерей Димитрий Александров писал:
«Раскольничьи вожаки Швецов, Перетрухин, Художин и др. — имеют у себя учеников, занимаясь с которыми сообщают им сведения по полемике против православных, т.е. создают себе помощников для борьбы с церковию православной, с православными миссионерами и для пропаганды раскола… На опыте я видел, каких борцов создали себе Швецов и Художин. Из школы Швецова и Художина вышли такие апологеты, как Мельников, Усов, Черчимцев, с которыми под силу вести беседы только опытным и искушенным миссионерам».
В 1899 г. тот же Д. Александров писал:
«Поморский толк силен в Самаре, в с. Воскресенке, Кошках, Борме, Тиликовке, Натальине (Никол.у.), д. Пузанихе, д. Ахмате, с. Красном-Яре (Новоуз.у.) и г. Новоузенске. И руководители у поморцев есть: Худошин, Черчимцев, Басов. Все из Саратовской губернии… В с. Красном Яре – в сентябре и октябре с Худошиным и Черчимцевым я провел 11 бесед… И Черчимцев и Худошин злы, нахальны, недобросовестны. Слишком трудно с такими недобросовестными начетчиками вести беседы… Жаль и свои – горло и грудь, но еще более жаль старообрядцев… Лишь бы не молчать, они кощунственно перетолковывают Св. Писание и творения Св. Отец».
Другой миссионер — Н. Гринякин описывает Артемия Петровича так:
«Черчимцев (мещанин г. Саратова) человек лет 32–35. Своим внешним видом он напоминает скорее скопца (голобородого и голоусого), чем бородолюбивого старообрядца. Говорит он вкрадчиво и с лукавой слащавостью» («Оренбургские епархиальные ведомости», 1902 г.).
В «Томских епархиальных ведомостях» в 1899 г. Ис. Куропаткин описывал А.П. Черчимцева и Т.А. Худошина так:
«…Неизменным и неразлучным его [Т.А. Худошина] спутником является Артемий Петрович Черчинцев, молодой лет 25-ти человек, крепкого телосложения. Самому же Худошину можно дать лет 40-45-ть; средний рост, слабое телосложение, сухое испитое и корявое лицо, маленькая и реденькая борода и ввалившиеся глаза многих заставляют думать о нем как великом аскете».
А в 1900 г. «Томские епархиальные ведомости» называют Т.А. Худошина «главным и всероссийски известным вождем законобрачного поморского согласия». В 1900 г. в «Миссионерском обозрении» писали так:
«Среди беспоповцев в последнее время выдвинулся саратовский начетчик Терентий Худошин. Он не ограничивается разъездами по окрестным губерниям для ведения бесед с православными миссионерами, но проникает и в Алтай, глубь Сибири. В прошлом году он был уже в горах. Разъезжает он или один, или со своим спутником и помощником, также Саратовским беспоповцем Артемием Черчимцевым. Ими выработано особое, своеобразное понятие о церкви. Церковь это, говорят они, собрание одних верных, след[овательно], одних только мирян без епископов…».
В «Нижегородских Епархиальных Ведомостях» в этом же 1900 году сообщали:
«Акаевские раскольники вызывали «с Волги» из Саратова начетчика «искусного», который и приезжал на беседы, это некто Артемий Черчимцев…Черчимцев – человек небольшой начитанности, но ловкий и красноречивый; цитировал часто из новопечатных книг…».
В 1903 году в журнале «Миссионерское обозрение» были опубликованы «Беседы свящ. г. Казани о. С. Шлеева с поморским начетчиком г. Саратова А. Черчимцевым, веденные ими в пределах Уфимской епархии в декабре 1902 года». Начиналась статья такими словами:
«Раскол рассылает своих проповедников во все места России. Не стесняясь границами епархий, последние посещают все местности, где только есть старообрядцы. Старателен проповедник раскола Спасова согласия А.А. Коновалов, но не менее ревностен и другой насадитель церковного раздора поморец из г. Саратова Артемий Петрович Черчимцев вместе со своим учителем Т. Ак. Худошиным. Последняя двоица, как и первый, этим только и живет, что постоянно ездит в разные места на беседы с «никонианами». Мало этого, своими поездками они преследуют не только цели пропаганды, но и цели ограждения своих единоверцев от влияния православной Церкви и других старообрядческих согласий, укрепляют, т.о., корни своего общества. Черчимцев, напр., часто меняет тех или других наставников, поднимая тем их умственный и нравственный уровень. Не прочь он бывает учредить в том или другом месте и тайную старообрядческую школу. Запрещая староверам отдавать своих детей в православные школы, он заряжает их, т.о., еще большою нетерпимостью к Церкви… Черчимцев, человек еще сравнительно молодой, лет 30. Если Господь не обратит его на путь истины, еще много принесет вреда людям…».
Обращает на себя внимание то, как иной раз беззастенчиво и нагло оскорбляли миссионеры господствующей церкви на страницах «миссионерских» журналов видных старообрядческих деятелей. Много «досталось» от них и Артемию Петровича. «Паразиты на почве раскола», «Пугала русского раскола» — такие названия дал своим статьям о некоторых начетчиках, в числе которых был и Артемий Черчимцев, миссионер Н. Гринякин в «Миссионерском обозрении» и «Оренбургских епархиальных ведомостях».
Глумливой была и статья «Кончина поморского начетчика А.П. Черчимцева» В. Демидова, опубликованная в «Миссионерском обозрении» в июне 1905 года, в которой, тем не менее, Артемий Петрович был назван «одним из самых видных апологетов современной беспоповской поморской секты».
Скончался Артемий Петрович в молодом возрасте — тридцати с лишним лет — от сильной простуды в феврале 1905 года, не дожив всего 2 месяца до 17 апреля 1905 г., когда в России был обнародован «Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости». Несомненно одно, что он своей деятельностью внес немалый вклад в дело принятия в России свободы вероисповедания.