праздновании т.н. «Нового Года»
По инициативе служителей и прихожан Саратовской поморской общины, в канун «Нового года» староверы, в противовес мирским гуляниям, собираются в храме и проводят это время в усердной молитве. В эту ночь совершается служба святому мученику Внифантию, который имеет благодать от Бога исцелять от пьянства. Нет у нашего народа «праздника» более наполненного причудливыми приготовлениями, непотребными скаканиями, всяческой распущенностью и вседозволенностью, чем так называемый «Новый год». В жизни неверующего человека «Новый Год» с 31 декабря по 1 января — это главный праздник. Пьянство, сквернословие, все непотребства, что люди попускают себе — всё это действо есть прямое отвержение Христа. И великое «новогоднее» непотребство происходит во время последних, строгих дней Рождественского поста, ожидания воплощения Бога Слова. Люди, погрязшие во мраке, не знают Бога, не знают о вечной жизни, не думают о ней, и поэтому предаются безудержному веселию здесь и сейчас. Да что там, многим христианам этот праздник кажется безобидным, подумаешь, празднуют встречу «Нового года», подумаешь, елочку нарядим, за постным столом посидим, не страшно. А как красиво — лампочки мерцают, гирлянды переливаются, вокруг всеобщая восторженность и душевная легкость. А тут ты лезешь со своими поучениями и запретами. Причем тут ель? Дело в том, что обычаи, связанные с новогодней елкой, зародились достаточно поздно, среди протестантов Германии, в конце XVII века. Есть предание, что первую елку нарядил основатель реформации М. Лютер. То есть наряженная ель — это продукт эпохи Нового Времени, времени торжества рационализма, скептицизма и атеизма. И именно в эту смутную эпоху, в XVIII веке, рождественские деревья стали украшать на всем пространстве Западной Европы. С уверенностью можно сказать, что наряжание ели — это сугубо языческий обычай, получивший «христианское» обоснование в протестантской среде. В России рождественскую ель «утвердила» императрица Александра Федоровна (бывшая немецкая принцесса из прусских стран), супруга Николая Первого. Именно она вызывала торжественное проведение рождественского праздника с нарядно украшенными еловыми ветками. Таким образом, «елочная» традиция для России достаточно нова. Но надо отметить важный момент, что наряженная елка в России посвящалась не новому году, а сугубо Рождеству, естественно, в его новообрядческом понимании. Вот как описывают ёлочную традицию того времени современные публицисты:«Рождественские «увеселения» продолжались очень недолго, до октября 1917 года, когда Советская власть запретила любые торжества, связанные с религией. «Рождественская» ель и все обычаи, связанные с этим торжеством, прекратились. Но сами символы праздника оказались очень живучими. Они вскоре были возрождены большевиками, правда, с иным сущностным наполнением. Возрождение «елочной» традиции произошло в 1935 году. Правительство СССР постановило вернуть празднование только Нового года, а елка превратилась из рождественской в новогоднюю. В 1937-м в Колонном зале Дома союзов (бывшего Дворянского собрания) была организована первая советская елка для детей. Вместо евангельской символики появилась коммунистическая. Вифлеемская восьмиконечная звезда сменилась пентаклем (пятиконечной звездой). Вместо плюшевых ангелочков на ветках разместились человечки в буденовках и в пионерских галстуках. Елочные шары-яблоки заменили серпы и молоты. Новый год заменяет собой Рождество. Именно в это время атрибутами «новогоднего праздника» становятся странные и удивительные персонажи, а сам «праздник» приобретает характер абсолютной, нечеловеческой вакханалии».Дед Мороз, который сопровождает все без исключения новогодние елки для детей и новогодние вечеринки для взрослых, многим представляется воплощением стародавнего русского обычая. Надо отметить, что само появление «дедушки» на новогодних праздниках произошло только с 1937 года, а до 1917 года этот «Мороз» не участвовал на Рождественских торжествах, и это было естественно. Обмирщение праздника Рождества в виде веселого спектакля все же не предполагало наличие не связанных с Рождеством действующих лиц. Дед Мороз — это персонаж сугубо советского времени. Одетый в восточный расписной халат, валенки, в боярской шапке с огромной белой бородой и посохом — в таком виде Дед Мороз был рожден на свет, по сути, писателем Владимиром Федоровичем Одоевским. В 1840 году появился рассказ «Мороз Иванович», являющийся художественной обработкой русской сказки «Морозко». Внешний вид, доброта и человеколюбие нынешнего Деда Мороза целиком принадлежат писателю Одоевскому. Художественный образ Мороза Ивановича был с упоением принят публикой как главное действующее лицо доброй и веселой сказки. Никто не задумался ни тогда, ни сейчас, с какого мифологического прототипа взял Одоевский образ своего деда весельчака. Закрепление образа в сознании безрелигиозной публики произошло с помощью талантливой пьесы Александра Островского «Снегурочка» (1873). Если сравнивать Деда Мороза с каким-либо другим мифологическим персонажем, то его ближайшим аналогом является финский «лесной человек» Йоулупукки. Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта Клаус, с белой бородой, в красной шубе и шапке, но еще в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками. У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат Гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat). Отметим и запомним основные черты финского Йоулупукки — первоначально это существо в козлиной шкуре и с маленькими рожками. Христианам очень хорошо известно такое козлокопытное существо. Все атрибуты финского Йоулупукки можно целиком перенести и на нашего Мороза Ивановича. Мороз неадаптированных русских народных сказок не обладал веселым нравом современного «дедушки», это был жестокий и беспощадный мифологический образ. Он мог заморозить насмерть путника, домашнюю скотину или уничтожить холодом озимые посевы. Он использовал свой посох для избиения непослушных, а заплечный мешок — не для подарков, а для сбора приношений, вернее для жертвоприношений себе, как низшему языческому божеству. В латинских странах роль Деда Мороза стал выполнять св. Никола, епископ Мир Ликийских, а внешний образ Санта Клауса возник из рекламы напитка Кока Кола. Морозко есть воплощение действий славянского божества — Велеса («скотьего бога»), бога богатства, скотоводства и плодовитости. Однако, помимо указания на скотоводство и богатство, имя Велес имеет еще одну бытийственную сторону — культ мертвых, ранее живших предков, а также душ умерших. На эту сторону указал А. Н. Веселовский, приведя ряд балтийских параллелей (welis — литовск. — покойник, welci — души умерших). Вещественным олицетворением Велеса часто был змей, ящер. Главная роль Велеса, как хранителя и владыки царства мертвых, в христианской традиции могла быть сопоставима с проявлениями Сатаны, как «князя мира сего» и лукавого змея. Во время святок, с 1 по 6 января, по христианскому вероучению, происходит торжество преображения человеческого сознания и человеческой плоти, очищению их с помощью Христа от «сатанинского наследия». Чем знаменовался отрезок языческих святок с 1 по 6 января по юлианскому календарю? Язычники и полуязычники (христиане только по названию) считали это время разгулом всяких духовных сил (нечести по христианскому воззрению). Сам этот период получил название «страшные вечера». 6 января язычники гадали, устраивали смотрины невест. И вершиной всего этого действа был невероятный разгул, всяческие бесовские игрища, безмерное питие, блудодейственные песни и пляски. Во время «разгула нечести», многие язычники изображали из себя волхвов, одевались в звериные и скотские маски, обвешивались по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы иногда их именовали «медведями» — сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок всегда были маски медведя и быка, в которых и проводились святочные маскарады. Выгляните на улицу в «новогодние праздники», зайдите в дома празднующих, посмотрите на их лица и дела. Вот оно, новое торжество язычества. Естественное ли это человеческое состояние? Нормальный человек ответит Вам, что нет. Современные христиане часто не замечают, что живут в мире, где правит духовный антихрист, а продолжают ожидать некую чувственную личность, долженствующую прийти в неопределенном будущем. И мало кто замечают, что страшные и мертвенные языческие образы вновь возродились и всецело определяют человеческую жизнь. Когда-то Русь была православной страной, а теперь люди празднуют языческие годы быка, поросенка, дракона. В домах христиан можно видеть на календарях изображения этих языческих символов. А это нарушение второй заповеди:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им (Втор. 5, 8–9).Все мы знаем, что 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Поэтому у християн уже 3 месяца, как наступил новый, 7530 год! Отсчет времени по мирским часам это не повод праздновать, а повод еще раз вспомнить о скоротечности этой жизни! А всё ли мы делаем правильно в нашей жизни? Заботимся ли о спасении своей души? Готовимся ли к вечной жизни?
…Когда придет к язычникам праздник «нового года», то в ту ночь все люди возмятутся. В городах и селах возбесятся, играя в разные бубны и сопели, изрыгая гудение музыкальное. И погрузятся все в игры сатанинские, скача и рукоплеская. Мужи, жены и девы издадут неприязненный кличь и вопль, изблюют всескверные песни бесовские. И скакать начнут танцы сатанинские, извиваясь хрептами и топая ногами. И в ту ночь начнется великое падение и шатание, и блудное поведение, тогда начнется беззаконное осквернение и растление. И призовется тогда этим идолослужением призовётся сатана, перед которым нашим скверными делами будет принесено богомерзское приношение…Братия и сестры, ночь с 31 декабря на 1 января Саратовская поморская община призывает вас провести в Церкви, в усердной молитве Богу. В этот день в нашем храме пройдёт ночное богослужение. 1 января православные отмечают память св. мученика Внифантия, имеющего особую благодать избавлять от винного запойства. Что и говорить, совпадения дат не случайны… Из жития св. мученика Внифантия, известно, что он жил во времена царя Диоклетиана, был подчиненным одной боярыне, именем Аглаиды, дочере Акакия антипата римского. Вскоре они сочетались с Аглаидой браком. Внифантий был пьяница, но милостив, страннолюбив и миролюбив, как и госпожа его была милостива и человеколюбива. В один от дней госпожа Аглаида пошла на Восток, где много христиан стало мучениками и принесла мощи святых на спасение душевное. Внифантий сказал госпоже — примет ли она его тело? Госпожа отправила мужа с двенадцатью мучениками, которые захотели исповедовать Христа перед безбожным царем в городе Киликии. Внифантий пришел к правителю и исповедовал себя как христианина. После многих мучений, он был обезглавлен, и вместо крови из раны потекло молоко. Его тело было принесено госпоже его. Она приняла святые мощи мученика и с честью погребла его, создав церковь во имя его. Святому мученику Внифантию молятся, чтобы избавиться от пьянственного пристрастия. Святой Внифантий своим мученическим подвигом не только прославил Христа, но и получил дар исцелять от страшного порока — пьянства. В последние дни Рождественского поста, христиане должны постится как в Великий пост, с особой строгостью и вниманием, и уж тем более не уподобляться разным увеселением, в неподобных играх сатанинских. Христианам подобает праздновать день Рождества Христова в чистоте и целомудрии духовном, в молитвах, посте и братолюбии. Верующим во Христа не позволено козлогласовать — петь нелепые, противные слуху песни, любодействовать — всячески блудить, осквернять себя всяческой плотской нечистотой, распутной жизнью, непотребством, всяческим студодеянием, сварливым рвением и губительной завистью. В ожидании Праздника Воплощения Христова христианам следует облачаться в Господа нашего Исуса Христа и не творить плотские угождения в похоти. Бесовский «новый год» есть скверна и богомерзкое приношение, во время которого призывается сатана и неразумными людьми ему приносится жертва. Подлинный «Новый Год», новолетие христиане празднуют 1 сентября по юлианскому стилю, в соответствии с установлениями Вселенских Соборов. Перенос «нового лета» на первое января, вначале по юлианскому стилю, а затем и по григорианскому летоисчислению связан с изменениями в летоисчисление внесенными Петром Первым. Для христиан невозможно не только празднование «нового года», но и само исчисление времен от 1 января, что противоречит учению церкви, Вселенским Соборам и заветам святых отцов. Церковные многодневные посты являются общим деланием всей церковной Общины. Мало кто понимает важную суть — в деле постного воздержания и молитвы важна всеобщность! Вспомните из Священного Писания, как постились ниневитяне. Они воздерживались всего три дня, но все вместе: и взрослые, и дети, и больные, и даже животные! Поэтому так важно общее соблюдение постов, общее празднование христианских праздников и памяти святых. Пост, молитва — это не только приношение человеком своей доброй жертвы Богу, это еще и видимое дело причастности к Церкви. Если человек не постится, не молится, не совершает добрых дел, то ему пока не до Церкви, у него пока другие приоритеты. Поэтому любым нарушением церковных заповедей и доброго делания человек пусть временно, но отсекает себя от Общины. И пока ему не по пути с ней. Исходя из этого, человек принимает решение сам. Что для него важнее: общее церковное делание или светские праздники?
Ждём всех на Соборную молитву 31 декабря, к 20:00 по адресу: г. Саратов, ул. Краевая, д.79Д, Храм Успения Пресвятой Богородицы (за автовокзалом).
После окончания службы будет организована доставка прихожан домой. Телефон для справок: 8-927-144-27-75 Вера Ивановна