Староверы
Поморцы

Пожертвовать

стория Саратовского староверия

Саратов издавна был одним из центров староверия, и одним из наиболее многочисленных здесь было поморское согласие. Уже в конце XVIII – начале XIX в Саратове существовали поморские часовни-моленные: старопоморская арсеньевская, волковская новоженов, волковская (песковская) федосеевская, кабановская федосеевская.

Около 1812 года саратовский купец-поморец Иван Васильев Волков женился на дочери воронежца Феодора Козлова. По возвращении в Саратов он устроил в своем доме на Валовой улице моленную, наставником в которой стал его тесть. Вместе они принялись за пропаганду своей веры, и вскоре на месте домашней моленной пришлось построить обширную каменную часовню (волковскую). Иван Васильевич Волков был бессменным попечителем моленной, а затем попечителем стал Иван Дмитриевич Волков. 2 июня 1854 года моленная была опечатана. Из описи запечатанной молельни видно, что в ней было найдено:

«древних церковных книг печатных — 33, рукописных — 17, образов, писанных на досках — 112, 2 хоругви, свещ и огарков 5 пудов 12 фунтов, 100 подручников, 50 лестовок. В списке, хранившемся при часовне, числилось 170 семейств в количестве 839 душ».

По временам в Саратов приезжали видные деятели  старообрядчества из других городов и нередко оставались здесь на жительство. К числу таковых принадлежал купец-дворянин Иван Артемьевич Волков-Песковский, прибывший в Саратов из Калуги. Своими знаниями, организаторским талантом и уменьем вести общественные дела, Песковский обратил на себя внимание саратовцев и вскоре был избран городским головой. Современник, хотя и не сторонник его по религиозным убеждениям, дает о Песковском следующий отзыв: купец, дворянин и кавалер (ордена Св. Анны), Волков-Песковский служил главной опорой для саратовских поморцев. Он долго служил со славой в должности саратовского городского головы, был украшен многочисленными медалями и пользовался расположением местных властей.

На его дворе по Часовенной ул. против старого гостинного двора, еще в 1775 г. отцом его была построена моленная, теперь же Песковский построил новую обширную, в виде двухэтажного каменного дома. Здадние строилось, по описанию современников, специально для моленной: восточная стена не имела окон, а этажи никогда не были разделены полом. Вся восточная стена до потолка была занята 5-ярусным иконостасом. К северной и южной стенам приделаны деревянные клиросы, у западной стены для помещения женщин — антресоли, или хоры, под которыми две комнаты: одна назначалась для женщин, другая была передней.

Строительство поморских часовен шло почти одновременно в нескольких местах — помимо Песковской, возникла еще молельня, построенная Степаном Яковлевичем Кабановым-Никитиным по Сергиевской улице. Часовня была построена в 1811 г., с разрешения губернатора Панчулидзева, при ней жило свыше 20 человек обитателей. От глаз постороннего наблюдателя часовня была скрыта обширным садом, обнесенным высоким тыном. По описи, сохранившейся при делах губернского правления, видно, что часовня была деревянная, построенная на каменном фундаменте:

«в длину она была 5 саженей 2 аршина, в ширину 4 саженя, в вышину 1 сажень 2 аршина. По восточной стене внутри устроен иконостас, по сторонам — два клироса и помещение для женщин».

Настоятелем общины был Афанасий Антонов, преклонный старец, которому в 1834 году был 81 год. Другим наставником был Гавриил Васильев, считавшийся распространителем поморства в Самодуровке Хвалынского уезда.

Строитель молельни Кабанов считался опасным совратителем «православных» в поморство и за ним считалось немало таковых дел. Особенно скандальное «дело» вышло на этой почве в 1837 г. В интересах «вящщего» уловления старооврядцев в «православие» епископ Иаков учредил в Саратове «общество благочестивых» из лиц, наиболее преданных господствующей церкви. Желая особенно выслужиться пред его преосвященством, некоторые члены общества устраивали ловушки для старообрядцев, притворно соглашаясь перейти в старообрядчество. Одной из самых ревностных была камышинская мещанка Елена Серебрякова. Испытанная в этих делах, Серебрякова устроила «ловушку» и Кабанову. Отмечая «подвиг» Серебряковой, Иаков в донесении своем Синоду излагает и самый факт. «Последняя (т.е. Сереврякова) была многократно склоняема саратовскими поморцами перейти в их «ересь» и окреститься по их обычаю; притворно согласившись на сие, она донесла о том мне. При содействии полиции поморцы захвачены совершенно приготовившимися к произведению над Серевряковой овряд перекрещивания, участников было много». Ввиду этого Иаков ходатайствовал о награждении Серебряковой за изъясненное открытие 100 руб., и Синод 28 февраля 1838 г. уважил это ходатайство. Всех же «раскольников» «накрыли и забрали». В 1845 году волковская и кабановская часовни были закрыты.

В начале ХХ века Саратов был одним из центров поморского согласия, активными деятелями саратовской поморской общины были  Т.А. Худошин, В.З. Яксанов, здесь издавался журнал «Щит Веры», работало издательство, действовала школа.

    Учащиеся первой саратовской старообрядческой школы, 1910 год

                         Поморский храм в Саратове, 1957 год

                      Саратовская поморская община, 1980-е гг

опулярное

опросы наставнику

Задать вопрос

тправить письмо

Напишите нам и мы ответим вам на любые ваши вопросы

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения

спешно отправлено

Мы ответим вам в ближайшее время

адать вопрос

За время работы этого раздела мы получили немало вопросов наставнику, где каждый из ответов является не простой «отпиской», а детальным индивидуальным рассмотрением жизненной ситуации человека.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения