тец Алексий Жилко: «Сплотить на почве противостояния невозможно»
Интервью с духовным наставником староверского храма 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины о. Алексием Жилко, который также с 1995 года возглавляет Центральный совет Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ДПЦЛ).
Живя заботами о Церкви и прихожанах, о. Алексий Жилко также известен своей четкой, неизменной позицией по ряду вопросов, касающихся общественной и политической жизни. По его мнению, Церковь, не вмешиваясь в политику, все же должна давать нравственную оценку тех политических действий, которые могут нести вред обществу.
— В текущем году Латвия празднует 100-летие с момента провозглашения Акта о независимости государства, гимн которого начинается словами: Dievs, svētī Latviju! («Боже, благослови Латвию!»). Вместе с тем влияние традиционных религий уменьшается. Рыночная экономика не способствует благочестивым нравам?
— Сегодня Церковь никто не слышит, причем не только староверскую. Взять хотя бы Стамбульскую конвенцию, это же извращенный диктат для Европы, борьба с традициями и естественным развитием детей. На европейской сцене торжествует влиятельное политическое лобби, цель — образовывать подрастающее поколение в духе транссексуальных и прочих экспериментов. Разрекламированные однополые браки также никак не совмещаются с христианским учением.
Я полностью согласен с главой Римско-католической церкви Збигневом Станкевичем, который говорит, что расцвету Латвийского государства мешает корысть, борьба за власть и сластолюбие. Заботы о плотских удовольствиях вышли на первое место, тогда как о возвышении души мало кто думает. Об этом же заявляет архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии Янис Ванагс. Так и его не слышат…
— Оплотов русскости в Латвии остается все меньше. ДПЦЛ воспринимается одним из них.
— То, что сейчас происходит в отношении русского языка, — это безумство. Русский объявлен иностранным при том, что русский язык на этой территории звучит веками. Староверы воспринимают Латвию родиной. А теперь что же – узаконенным путем у части жителей отнято право получать образование на родном языке! Поневоле вспомнишь советские, да и немецкие времена, когда никому не приходило в голову поступать подобным образом.
— А что Вы думаете по поводу национальной идеи?
— С этим в Латвии никак не определятся. Как можно годами проводить политику, итогом которой становится массовый отъезд тех же латышей из страны? И как при этом можно оставаться «национальными»? Вообще, в чем заключается национальная позиция государства, если людей только и делают, что разделяют всеми возможными способами?
Сейчас налицо новая тенденция: если раньше из Латвии уезжали молодые, то теперь за ними потянулись пожилые – бабушек и дедушек зовут присматривать за внуками, няньки-то за границей дорогие! При такой реальности число прихожан не увеличится – страну покидают жители всех возрастов. проживают значительные группы других этнических образований.
— Вам доводилось встречаться с митрополитом Корнилием (Титовым), предстоятелем старообрядческой РПЦ. В 2016 году такая встреча организовывалась в Доме Национальностей (Москва) в рамках конференции о старообрядчестве. Надо сказать, российские староверы неплохо себя чувствуют, в том смысле, что ежегодно строятся и освящаются новые храмы. Кремль повернулся к ним лицом, старообрядцы выстраивают новые отношения с властью и обществом.
— Да, но следует пояснить: с момента Великого раскола (1650-1660) образовались две линии – безпоповцы и поповцы. Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, так как епископы, сохранившую веру, либо были репрессированы, либо согласились на никоновские реформы. Cтарообрядцы-поповцы стали принимать к себе священников, перебегавших по разным причинам из РПЦ. За это поповцев называли беглопоповцами. По догматике поповцы немногим отличаются от православных (РПЦ — прим. Сар-старовер), однако при этом придерживаются старой культовой обрядности. Первым митрополитом поповцев был Амвросий. Сегодня поповцы в России проявляют себя активно, множатся их сторонники, чего нельзя сказать о более пассивных и закрытых российских безпоповцах. Безпоповцы считают, что истинное духовенство было истреблено во время никоновской реформы и духовно окормляться недопустимо.
Отрадно, что при встречах с поповцами мы беседуем мирно, дружелюбно, никто друг в друга камни не бросает. На Рождество и Пасху обмениваемся поздравлениями. В начале октября в Москве состоится Всемирный форум староверов, обязательно примем в нем участие. Поедут на форум и представители других староверских общин Латвии. Что касается помощи, получаемой от государства, то тут, конечно, разница огромная. В Латвии староверских храмов не строят, задача — содержать в порядке уже имеющиеся. Госфинансирование на храмы стало выделяться с 2017 года, мы тоже подали заявку. Проблем по ремонту здания Новостроенского храма хватает: не окончен ремонт стен, необходимо реновировать церковную ограду. По смете на реновацию здания нужно 160 тысяч евро, а Сейм выделил только 20 тысяч. Вот и крутись, как хочешь. Слава Богу, наши прихожане вносят свою посильную лепту. Желаю им телесного здравия и душевного спасения.