амяти о. Олега Ивановича Розанова
Впервые с Олегом Ивановичем Розановым мне довелось встретиться в мае 2014 г. на научной конференции в Москве, посвящённой старообрядчеству. Конференция эта проходила в стенах Исторического факультета МГУ и Межкафедральной археографической лаборатории. Там выступали такие светилы старообрядоведения как Керов Валерий Всеволодович, Юхименко Елена Михайловна, Гудков Алексей Геннадьевич, Христофорова Ольга Борисовна и др. От самих староверов присутствовали: Алексей Александрович Безгодов, Максим Борисович Пашинин, Кирилл Яковлевич Кожурин, Денис Ермолин, Илья Мельников, Михаил Олегович Шахов.
Поскольку докладчиков было много, то конференция продолжалась два дня и проводилась в виде секций, работавших параллельно. У Олега Ивановича была приветственная речь в первый день мероприятия, затем он присоединился к слушателям секции «Современное старообрядчество», — нынешнее положение дел в староверии (и не только в Поморском) отца Евлампия очень интересовало.
В рамках конференции поговорить с ним не представилось возможным, но та первая встреча была для меня памятной. Из всех участников Олег Иванович был самым примечательным: седой, длиннобородый, с залысиной на лбу и проникновенным взглядом. Одет он был в пиджак поверх подпоясанной косоворотки, – можно было сказать, что это почтенный старец из другой эпохи и, наверное, из другого мира…
Снова увидеть отца Евлампия я смог только спустя два с половиной года: на духовных курсах в Петербурге в 2016-м. Олег Иванович был инспектором курсов и выступал с напутственной речью перед учениками. В его облике была одна сильно выделявшаяся деталь: белая повязка на правом глазу. Все на это обратили внимание: Олег Иванович сказал, что недавно перенёс офтальмологическую операцию, но заверил, что по поводу его здоровья беспокоиться не стоит. Для поднятия настроения он даже прорекламировал нам средство, которым сам пользовался: бальзам «Витаон» для профилактики простуды и гриппа, — что было весьма актуально для ноября месяца.
В конце первой недели курсов я встретил отца Евлампия вновь. Это было в воскресенье 13 ноября. Первая смена духовных курсов закончилась накануне, и заместитель председателя Невской общины Дионисий Валерьевич Хмелёв предложил курсантам задержаться ещё на сутки и съездить «на Тверскую», — в храм Знамения Пресвятой Богородицы, который находится в Петербурге на улице Тверской, 8 «А» (самый большой поморский храм в России). Я и ещё несколько человек приняли приглашение Дионисия Валерьевича и к началу воскресной службы уже были на Тверской. Мы решили ехать в наших чёрных ризах, которым курсантам предоставляются на период учёбы: женщинам – платки и сарафаны, мужчинам – халаты с широкими рукавами.
После службы и обеденной молитвы состоялась братская трапеза: отец Евлампий, служители, прихожане, гости общины – все сидели за одним столом. Олег Иванович пожелал, чтобы курсанты расположились к нему ближе всех. Я же, набравшись смелости, решил сесть одесную отца Евлампия. Он это заметил и сказал мне: «Знаешь, раньше это место занимал отец Владимир!» (Шамарин – прим.) Я ответил, что почту за честь сидеть рядом с настоятелем. В начале трапезы отец Евлампий сделал объявление: «У староверов издавна было заведено: за столом не разговаривать!.. но вам, нашим гостям, я разрешаю». Обед был богатый и сытный – в Невской общине любят и умеют потчивать гостей.
Потом Олег Иванович пригласил нас в свою настоятельскую келью: большая комната с внушительным Ш-образным столом в центре. За столом стульев тридцать. Вдоль стен шкафы с книгами, иконами, фотографиями и лубками. В общем, не просто келья, а целая резиденция для проведения собраний! Отец Евлампий поздравил нас с успешным окончанием курсов, рассказал об истории Невской общины и храма на Тверской, а также посетовал на печальное состояние Церкви. Мы выразили свою благодарность за радушный приём, богатую трапезу и за предоставленную возможность увидеть Петербург не просто как северную столицу, а как центр староверов-поморцев.
На мой взгляд, Олег Иванович не был искушён мирской премудростью, что делало его более искренним и прямолинейным в общении. Как-то разговор зашёл о убиенном старовере Иване Тихомирове, сыне известного реставратора Дарьи Евгеньевны Мальцевой. Молодого человека избили, опоили и выкинули из окна четвёртого этажа в итальянской Пизе – в конце 16-го года это была заметная новость в среде старообрядчества. Ходили слухи, что смерть Ивана, это всего лишь самоубийственная случайность: что он, будучи пьяным, сам выпал из окна, соответственно, был недостоин храмового отпевания. Олег Иванович развеял эти беспочвенные домыслы, сказав что Ивана зверски убили, а перед этим с его груди сорвали нательный крест, что приравнивается к мученичеству за веру! Лично для меня такие факты стали настоящим открытием. Также отец Евлампий предложил нам богословскую дилемму, над которой ломали головы средневековые схоласты: «Сколько ангелов может уместиться на острие тоненькой иглы?». Не услышав правильного ответа, он сказал: «Нисколько! т.к. ангелы существа бесплотные». Прощаясь с курсантами, Олег Иванович пожелал снова увидеться.
Это желание Олега Ивановича мне посчастливилось исполнить довольно скоро. В очередной раз мы с ним встретились на Пасху 2017-года: накануне я приехал на Тверскую, чтобы на практике изучать богослужебное чтение, пение и устав – ежедневные службы в Знаменском храме этому весьма способствуют. На Светлой седмице отец Евлампий благословил меня быть чтецом по будним дням, а по воскресеньям и праздникам мне было поручено выполнять обязанности пономаря: возжигать и тушить свещи и лампады, звонить в колокола до службы и после оной, а также помогать привратнику. Но какое служение в храме без послушания?! Быть моим наставником в учёбе отец Евлампий благословил старшего служителя Знаменского храма Василия Семёновича Давыдова. Спустя два месяца я уже мог читать Часы и Начал к молебну по воскресным и праздничным дням.
Отец Евлампий многажды говорил: «Мне нравится стоять сзади, вместе со всеми. Так можно лучше сосредоточиться на молитве». И, действительно, когда читаешь на клиросе, читаешь не для себя, а для всех собравшихся братьев и сестёр. Нужно следить за речью, чётким произношением слов, ударениями, делать вовремя смысловые паузы, а не когда закончится воздух в лёгких и надо сделать полноценный вдох. А бывает и так, что теряешь нужный тропарь или кондак, то ли потому что закладку забыл заложить, то ли ошибся со святым «в числе» — в такие моменты уже не до возвышения своего ума к Богу, чего старался достичь отец Евлампий.
Помню однажды во время Обедницы, когда наступал момент чтения «Верую», отец Евлампий подошёл ко мне со словами: «А Символ веры днесь я почитаю». Олег Иванович считал, что негоже наставнику только замолитствовать, – иногда нужно побыть и чтецом. Как настоятель он заботился и о благолепии церковной службы: мог пожурить клирошан за то, очень тихо читаем, слишком быстро поём, долго ищем тропарь или стихеру после Евангелия; призывал, чтобы повседневные службы (часы и вечерня) проводили три, а не два служителя. Как старший на богослужении он благословлял чтецов и канонархов, кадил иконы и молящихся, читал проповеди, но также готовил себе смену: например, поручал каждение и проповеди старшим служителям.
Отец Евлампий заложил традиции, которые и по сей день являются отличительной чертой Тверского прихода: клирос состоит исключительно из мужчин, в воскресные дни читаются поучения из Пролога, колокольный звон не только в праздники, но и в будние дни.
Отдельной заботой для отца Евлампия было попечение о древлеправославной молодёжи. Он благословил и старался ежегодно посещать молодёжный лагерь, проходящий в д.Подмолодье (Псковская обл.), участвовал в детских встречах в Невской общине, издавал журнал «Христианская семья». Особое волнение у Олега Ивановича вызывало будущее духовных курсов в Петербурге. Отец Евлампий понимал, что христианское образование, пусть и весьма непродолжительное (всего-то 1-2 седмицы в год), это не столько возможность углубить свои знания, сколько способ воцерковления, укрепления в Вере. Причём для всех поколений христиан: и для молодых сомневающихся, и для пожилых, пришедших в храм уже на пенсии, но желающих остаток своей жизни послужить Богу.
Олег Иванович, по-видимому, предчувствовал свой скорый час, поэтому пытался успеть как можно больше. Последние месяцы для отца Евлампия выдались особенно насыщенными:
• 28-29 сентября – поездка в Саратовскую общину
• 16-17 октября – заседание Российского совета в Москве
• 13-19 ноября – духовные курсы в Петербурге
• 25-26 ноября – поездка на Кубань: в Белореченск и Лабинск.
Все хотели слышать его слово: везде приходилось выступать. К церковной работе отец Евлампий подходил особенно ответственно: не смотря на возраст, лично отвечал на поступавшие к нему письма, занимался документами, посещал общины. А ведь он ещё был духовным наставником: крещения и, особенно, исповеди – неотложное пастырское бремя.
К 10 декабря все на Тверской готовились встретить двойную памятную дату: в 2017-м исполнялось 110 лет со дня основания храма и 10 лет его повторного освящения. Нужно было выслать приглашения, подготовить поздравление гостям и прихожанам общины, напомнить клирошанам о важности престольного праздника.
3 декабря 2017-го года был погожий воскресный день. Всё шло как полагается уставу: воскресная служба, проповедь наставника. Мы, клирошане, пошли на братскую трапезу, а отец Евлампий – крестить ребёнка, младенца Софию. Не часто случались крещения в Тверском приходе, поэтому каждое рождение нового христианина для нас было словно двунадесятый праздник.
А уже вечером – начало празднования Введения во Храм Пресвятыя Богородицы. Отец Евлампий поехал на всенощное бдение в Рыбацкое. На следующий день за обедом он рассказывал, как, после Рыбацкого, ещё успел заехать на Коломенскую: и удивился, что служители Коломенского прихода решили служить не только вечерню, но и утреню. Впечатлён был настоятель этой благочестивой дерзновенностью!
К концу праздничного дня Олег Иванович решил остаться на ночлег в своей келье при храме – что было ему не свойственно: отец Евлампий обычно уезжал ночевать к себе домой. В следующие два дня он уже не смог выйти из кельи: обедал и ужинал у себя. В среду вечером, когда я заканчивал свои дела в городе, мне позвонил наш головщик Алексей Никитич Лавренов: «Дионисий, ты где? Когда сможешь на Тверскую прийти? тут… Олег Иванович… умер…».
Эта новость поразила меня словно молния – я буквально побежал в храм.На Тверской все были в смятении и скорби, но ничего сделать уже было невозможно: отец Евлампий мирно скончался около 10 часов вечера 6 декабря 2017 года. Отойти ко Господу, в Его же доме и среди единоверцев – о такой благостной кончине каждый христианин должен ежедневно молить Бога!
Мы, четверо клирошан Знаменского храма, начали читать заупокойный Псалтырь: менялись каждые 2 часа. На следующий день приехали коломенские, в пятницу – рыбацкие служители, а в субботу – гости (в основном, духовные отцы) из разных городов России, Беларуси, Прибалтики и Польши. Таким составом читали Псалтырь над гробом до самого начала погребения, т.е. до 12 часов 10 декабря 2017 года.
На погребение весь храм был заполнен: проводить Олега Ивановича в последний путь собрались более 200 человек, – даже на Пасху людей приходит меньше. Все погребальные песнопения исполнили по знамени. Получилось это несколько случайно: головщик левого клироса запел знаменно (хотя по обычаю полагалось на глас), правый головщик продолжил, – и так спели почти весь Обиход.
Все пришедшие смогли проститься с отцом Евлампием под возвышенное пение «Святыи Боже». Когда настал момент ехать на кладбище, гроб из храма выносили наставники и помощники наставников. В это время раздавался низкий, но громкий голос благовестного колокола: мерный, одинокий звон благовеста внушал страх и трепет, — скорбное напоминание о скоротечности земных дней…
Похоронили Олега Ивановича Розанова на старообрядческом участке Волковского кладбища Санкт-Петербурга. Это место выбрал сам отец Евлампий.
Где-то спустя месяц после похорон в храм пришла одна прихожанка почтенного возраста, желавшая поговорить с «отче». Пришлось её расстроить, сказав: «Олег Иванович умер. Уже почти как с месяц». Старушка ушла в слезах. И подобные случаи происходили не единожды.
Каждый год 6 декабря в Знаменском храме на Тверской улице поют панихиду по рабу Божию Евлампию, а также выезжают на кладбище, где поют литию заупокой над могилой Олега Ивановича Розанова.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего Евлампия!
Автор: Дионисий Андреевич Некрасов