. Алексий Жилко: Купание в проруби на Крещение — не богоугодное дело
В последние годы все более популярным становится купание на Крещение. Складываются уже традиции такого купания, которые выдаются за обычаи русского народа. Староверы в отношении ныряния в прорубь на Крещение всегда занимали неизменную позицию: погружение в воду на Крещение не имеет никакого отношения к великому празднику, не очищает человека от грехов и является своего рода шоу. О Крещении как о празднике, о таинстве рассказывает председатель Центрального совета Древлеправославной Поморский церкви Латвии о. Алексий Жилко.***
— Уместно вспомнить историю самого праздника.
— Праздник основывается на повествованиях всех четырех святых евангелистов, Матфея, Марка, Луки и Иоанна, о том, как, достигнув тридцатилетнего возраста, Исус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя во Иордане-реке. В то время, когда Бог Сын вышел из воды, Святой Дух в виде голубя сошел на Него с небес. С неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благоволение» (Мф. 3;17). Так впервые людям было явлено видение Пресвятой Троицы. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением.
— Как староверская церковь отметит Крещение?
— Праздник Богоявления относится к великим праздникам. Проходит он на завершении святок, начало которых приходится на Рожество. По времени между празднованием Рожества и Крещения проходит порядка двенадцати дней, хотя фактический разрыв между этими новозаветными событиями составляет более 30 лет. В этом проявляется мудрый смысл святых отцов Церкви Христовой, которые поставили эти два праздники практически рядом, потому что они очень близки по своей духовной значимости. Праздник Рожества мы празднуем в честь явления Исуса Христа на землю, а праздник Крещения — в честь начала Его общественного служения, начала проповеди о наследии Небесного Царствия.
— Как использовать крещенскую воду?
— Богоявленскую воду дома хранят как великую святыню. Пьют ее только натощак, после совершения утренних молитв. Значительно помогает она и при болезнях.
— Как староверы относятся к проводимым в Крещение купаниям в проруби?
— Купание в проруби на Крещение не принято в наших обычаях. И мы ссылаемся на Стоглавый собор 1551 года. Уже тогда этот вопрос разбирался, и Собор принял категорическое решение не проводить никаких купаний, никаких окунаний ни в праздник Рожества Иоанна Крестителя, ни в праздник Богоявления Господня. Это объясняется тем, что еще в те далекие времена, когда христиане молились, темные силы занимались колдовством. Как сейчас они колдуют, так и тогда. После колдовских действий они шли к водоемам, окунались и очищались от своих ночных непотребств.
В древности праздновались языческие Русалии, что совпадало с кануном Рождества Христова и Богоявлением, отмечались Русалии и на неделе после Троицы или в Иванов день. Церковь осуждала подобные гуляния, когда «мужи и жены и девицы сходились на нощное плещевание». Постановлялось следующее: «По царской заповеди всем святителям комуждо во своем пределе по всем градом и по селам разослати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещении Христова мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзская дела не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, зане же святыми отцы те все елленские прелести по священным правилом отречены быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но божественныя праздники и святых и Богородице честно почитати и праздновати во славу Божию».
Почему проводились такие купания? Отдельные люди вечером, в канун праздников церковных, на богослужение не ходили, а занимались дома гаданием, колдовством и другими неподобающими делами. Достаточно вспомнить стихотворение Жуковского «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
А утром, чтобы якобы очистить себя от ночной духовной грязи, шли и окунались в водоемах. Глядя на них, и другие люди то же самое повторяли.И, наверное, не зря беспокоилась Русская Церковь о нравственности своих пасомых, и не зря вопрос о «русалиях» и «плещеваниях» был вынесен на Собор.
Непонятен смысл купания в проруби — если человек второй раз крестится, то это грех. Может, это поправка здоровья? Но, по-моему, с каким диагнозом нырнул в прорубь, с таким же диагнозом и вынырнешь. Или люди надеются избавиться от грехов? Но тут при купании никто не исповедуется. На сегодняшний день публичное купание в водоемах — при горячем чае с пирожками на закуску, с палаткой для согревания и дежурством спасателей — превратилось в популярное шоу, не имущее в себе ни капли духовного содержания.
Стоглавый собор ясно говорит: «не надобно бесовских действий». И к этому наставлению нужно прислушаться и никуда не ходить купаться. Это не богоугодное дело.
В Богослужебной книге – минее январской – мы имеем указание, как трепетно надо обращаться с освященной Богоявленской водой: раскаленным углем надо выжигать то место на полу, если случайно вода прольется! Но самое главное – Стоглавый собор, состоявшийся в 1551 году в Москве при Иване Грозном и митрополите Макарии, в 24-м ответе 44-й главы ясно предупреждает о недопустимости проявлять на великие Господские праздники, в том числе и на Святое Крещение, дремучие языческие обычаи плесканий в различных водоемах.
На сегодняшний же день публичное купание в водоемах при горячем чае, с процедурой согревания и дежурством бригады спасателей превратилось в популярное шоу, не имеющее в себе ни капли духовного содержания.
Поэтому и держимся мы в стороне от публичных купаний-шоу, и другим советуем поступать также. И это, кстати, не мое личное мнение, но есть Постановление Центрального Совета ДПЦЛ.
— Если старовер на Крещение принял участие в купании в проруби…
— Старовер в таком «празднике» участвовать не должен. Но если это произошло, ему надо исповедоваться, понести епитимью от своего духовного отца.
— Как староверы должны отмечать праздник Крещения?
— День этот непостный, праздничный, значит, в трапезе дается разрешение на все. Конечно, не нужно увлекаться всякими горячительными напитками. День нужно проводить в тишине, в праздничном настроении и желательно в благотворении. То есть в праздничные дни нужно думать не только о себе, но и о других. Посетить тех, кто болен, посетить больницы, дома престарелых, пансионаты. Постараться провести этот день в приближении к святости.
— Староверы очень строго проводят само таинство крещения…
— Мы признаем истинным только погружательное крещение, согласно 50-му правилу Святых апостолов. Мы отторгаем поливательное и окропительное крещение, не считаем их крещением. При храмах всегда строили или держали отдельное помещение для крещений, т. н. крестильни. Там устраивали купель. Перед крещением кумовья носили воду. Они должны быть людьми воцерковленными, из числа тех, кто регулярно бывает на исповеди, должны знать простые молитвы. Кумовья не могут между собой быть мужем и женой. Если кумовья пришли крестить мальчика, мужской пол, то мы их предупреждаем, что в дальнейшем они могут крестить только мальчиков. Если кумовья пришли крестить девочку, мы их наставляем и говорим, чтобы впредь они крестили только девочек. Потому что как кумовья между собой не могут жениться и выходить замуж (поскольку являются между собой духовными братом и сестрой), так и те, кого они крестят, между собой также считаются духовными братьями и сестрами.
Младенцев мы крестим практически без проволочек, согласовав с родителями вопрос о времени. Со взрослыми людьми сложнее. Им даем время, чтобы они все хорошо обдумали, пришли в храм, поучаствовали в службах. Если у человека возникли вопросы, то он должен задать их наставнику. Человек должен научиться молитвам, знать, как правильно возлагать на себя крестное знамение, приготовить крест с гайтанчиком, длинную рубашку, поясок, две простыни. У женщин должны быть платочки.
Крестят обычно до обеда, чтобы кумовья, сам крещаемый и тот, кто проводит таинство крещения, были натощак.
— К столетию храма Воскресения Христова, Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николы была полностью переоборудована храмовая крестильная…
-Мы долго думали и решили установить купель, как мы говорим, «три в одном». В ней можно крестить и младенца, и подростка, и взрослого человека. Для крестильной были подобраны иконы, написаны фрески. Над фресками работали два иконописца: наш местный, даугавпилсский — Никола Васильевич Портнов, и вильнюсский — Георгий Георгиевич Яковлев. Оба они являются учениками известнейшего в Прибалтике иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова. Воду, которая остается после крещения, нельзя выливать в канализацию — она сливается в специальный отвод, как пишется в наших святцах, «в подпол». То есть туда, где не ходят люди. Староверы принимают крещение и на озере, и в реке. У нас был на Гриве батюшка Никанор Прокофьевич Зубков, Царствие ему Небесное, который частенько выезжал на озеро и там проводил крещение взрослых и подростков.
— Благодарим Вас, Алексей Николаевич, за интересную беседу!
Источник: gorod.lv. Беседовала Наталия Салагубова