еделя святых Жен-Мироносиц
Неделя святых Жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Третья неделя по Пасхе посвящена женам, которые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Великий подвиг, терпение и мужество смогли проявить немощные и малосильные по своей природе женщины, когда, казалось, непроницаемая греховная тьма уже безвозвратно охватила всю Вселенную, ведь был распят и погребен Тот, Которого зовем мы «Солнцем правды» и «Светом миру». Ближайшие ученики Христовы отступили на время, но именно женщины следовали за Христом в самый тяжкий час по крестному Его пути и сподобились за то величайшей радости — услышать ангельское благовествование и первыми увидеть Воскресшего Спасителя. Ибо «должно бо бяше преже падшему племени под грех, и клятву наследовавшему, преже и Воскресение видети, и радость внушити» (Синоксарь). Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая — Мария Магдалыня, о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям — дарованиям Святого Духа). Вторая — Саломия, которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья — Иоанна, жена Хузаня — домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая — Мария и Марфа, сестры Лазаревы. Шестая — Мария Клеопова, которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая — Сосана. Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица, Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему. Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба?». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марию Магдалыню. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Мария Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалыня пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалыня. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили. Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его Вознесения, Мария Магдалыня, а также Марфа и Мария — сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиберию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе — сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование. Вскоре все беззаконные убийцы были преданы справедливому суду и суровому возмездию — как Пилат, так и иудейские старейшины. Мария Магдалыня потом еще много потрудилась в благовествовании Христовом, за что получила в церкви наименование «равноапостольной». Достигши преклонного возраста, она преставилась в греческом городе Ефесе и была погребена святым апостолом Иоанном Богословом. В 886-ом году при греческом императоре Льве премудром ее мощи были торжественно перенесены в Константинопольский монастырь святого Лазаря. Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.***
Считается, что Неделя святых Жен-Мироносиц —это традиционный православный «женский» день. Радость ангельского явления получили женщины не иначе, как пострадавши и сораспявши себя для внешнего мира при Христовом распятии. Ибо ничто так не приближает нас к Богу, как добровольно страдание, которое мы терпим ради Него. «Будем и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо… Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей утверждение свое во Христе, Который есть Камень. Да обовьем сие Тело плащаницей, то есть в чистое тело примем Его (ибо тело есть как бы плащаница души). Тело Божественное должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело». (Блаженный Феофилакт Болгарский).С Праздником !!!