чувственном и духовном антихристе
Разделение старообрядцев на поповцев и безпоповцев определяется в том числе и учением о духовном антихристе. Разные способы понимания текстов Писания и Предания — чувственного (буквального) и духовного (иносказательного, сокровенного), а также их толкования, привели к проблеме духовного или чувственного понимания природы антихриста.
Лубок Павла Варунина
И якоже Симон волхв — он первый антихрист, Петра апостола предвари, всю славу Христову на себе восхоте восприяти, — говорится в книге Кирилловой (л. 24 об.).Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам (Солуняном) пишет об антихристе именно как об отступнике:
Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу, яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек греха, сын погибели, противник и превозносяйся над всякаго глаголемаго бога или чтилища, тако якоже ему сести в церкви Божией, аки Богу, показующу себе яко Бог есть.Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова, говорит:
О антихристе зде беседует, и велия открывает тайны — что есть отступление? Того самого антихриста нарицает отступление, яко многих имущаго погубити, и отставити (Беседы Апостольские, столб. 2333).

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Московская старообрядческая книгопечатня 1909 г., с древлеписьменной рукописи первой половины XVII в. Глава 38 «О имени зверине»
Отступление же сиречь, преложение язык, от непорочныя и правыя христианския веры на различныя богомерския ереси, на христоборное безверие агарян (Сочинения Максима Грека, лист 61. Рукопись XVII века хранится в РГБ, фонд 304, № 201).Слова святых отец означают, что отступление людей от православной веры в различныя ереси и подразумевает антихриста. Об этом также читаем в толковании на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского:
Три же с половиною года, обозначаемыя тысяча двумя стами шестидесятью днями, есть время, в которое будет владычествовать отступление.После церковной реформы патриарха Никона в XVII в. преемственность истинного священства навсегда прервалась, в мире царствует духовный антихрист, и нет уже истинной Церкви с трёхчинной иерархией, настали последние времена, предсказанные в Библии, воцарился духовный антихрист, а три с половиной года, предреченные как время царства врага рода человеческого, понимаются иносказательно.

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 37 «О звери имущем рога»
Чувственное и духовное понимание антихриста
Из безпоповцев только нетовцы придерживаются мнения, что антихрист явится неким человеком по буквальному смыслу Священного Писания. В среде староверов часовенного согласия также существует разное понимание природы Антихриста: одни считают ее духовной, а другие — чувственной. Так, в некоторых регионах часовенные считают, что «антихрист — человек, сатану в себе носящий, придёт, или уже пришел в недавние времена, под конец времен, чтобы вступить в открытый бой с человечеством, подчинив его себе и процарствовав 3,5 года перед вторым пришествием Христовым, пойдет в вечную погибель со всеми соблазненными». Поповцы же утверждают, что антихрист будет чувственный, конкретный человек, приводя в подтверждение «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина:Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет! Но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него. Итак, он рождается, как мы сказали, от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» («Точное исповедание православной веры», глава 26, об антихристе).

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 42 «О третием Ангеле, утверждающем люди Господня, еже не приимати Антихриста»

Ф. Е. Мельников — писатель-апологет белокриницкого согласия
Книга о вере и 1666 год
Апостол Иоанн Богослов в первом соборном послании пишет, что антихрист есть действительно отступник:Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть (1 Ин. 2:18).

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 46 «Како первей чаши излиянней, гной на отступницех»

Фрагмент «Книги о вере», глава 30
Антихрист много имеет слуг злобы своих, от них же были Антиох, Нерон, Диоклитиан. И мы наших времен антихристов многих среди нас быти: ибо кто-либо, аще мирянин, аще церковник, аще инок, но неправедно жительствует, и закону своему (христианскому) противное делает, тот антихрист и слуга сатанин есть.В беседе святаго Иоанна Златоуста на второе послание к Фессалоникийцам (Солуняном):
Будет восседать (антихрист) в храме Божием не в Иерусалимском только, но повсюду в церквах (земных) (Беседы апостольские, столб. 2334).

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 59 «О Антихристе, с ним вметаемых в геену»
Время правления антихриста
В Писании используется прикровенный и прямой способ указания продолжительности времени правления антихриста. Первый — это в неуказанных единицах измерения:А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:24,25).

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 63 «О Гозе и Магозе»
И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: когда будет конец этих чудных происшествий? И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится (Дан. 12:6-7).«И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12:14).

Л.Ф. Пичугин — выдающийся деятель Поморской Церкви, талантливый начетчик, председатель Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев в Москве
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13:5). «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (Дан. 12:11).Известный поморский начетчик Л. Ф. Пичугин говорит: «Четыредесять и два месяца, т.е три с половиной года, по таинственной силе святаго Писания, означают время тайнаго домостроительства Божия к человеческому роду, начавшагося от перваго пришествия и кончающагося вторым пришествием Христовым. Все это время заключено в таинственные сорок два месяца» (Журнал «Щит веры», 1912 г. № 1, стр. 31). Таким образом, продолжительность царствования духовного антихриста, по мнению безпоповцев, длится 3,5 неуказанных единиц времени, а царство чувственного антихриста по рассуждению поповцев — 3,5 года, по буквальному пониманию Святого Писания.
Антихрист — совокупность ересей и лжеучений
Хотя в Писании, по учению безпоповцев, антихрист и изображается как наделенный человеческим образом — «сын погибельный», на самом деле антихрист не имеет плотского образа отдельного человека. Антихрист — вся совокупность последнего и окончательного нечестия, это не отдельный человек, а все наличие ересей, искажающих Христово Учение. Именно в духовном смысле понимали антихриста древние христианские авторы. Святой Ипполит говорит, что в скончание века явится сын погибельный, то есть антихрист: «родится по привидению от девицы… сопротивник аще и плоть приимет, но все в привидении… Непщую бо, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд» (Большой Соборник, л. 128). Блаженный Феодорит Кирский пишет, что под телом зверя разумеются люди, которые руководствуются в земной жизни плотским мудрованием (Творения блаженного Феодорита Кирского, т. 4, С. 149), составляющие «Нечестивый град, народ неверный», то есть царство антихриста. Протопоп Аввакум около 1666 года так описывал духовного антихриста:Я, братия видел антихриста, собаку бешенную: плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта, а из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит, по нем царь последует и власти, и множество народа.Все сказанное в Писании об антихристе безпоповцы понимают не в буквальном, а в духовном смысле: антихрист не восстановит ни иудейского царства, ни Иерусалима, ни храма. Признаки антихристова царства имеют духовный смысл: чудеса, какие он будет совершать — это чудеса духовные, заключающиеся в омрачении людей лжеучением. Его учение будет заключаться в незначительном искажении Писания, так что Церковь будет иметь Святое Писание, таинства и богослужение, но все в превратном виде. Отсюда печать антихриста заключается не в одном каком-либо определенном предмете, а в разрушении христианского благоверия от врагов и еретиков, кроме малого числа людей, живущих на земле и не покорившихся ему. Сам антихрист, по мнению безпоповцев, не человек, но дух общества, еретическое состояние Церкви, отвержение христиан от Христовой истины, дух богомерзкого зловерия и вечной погибели.
Илия и Енох
Пришествие Еноха и Илии безпоповцы также понимают в духовном смысле. По словам Григория Нисского, тело пророка Илии переменилось из земного в небесное и нетленное: «Переменил Божественною Силою тяжелое и земное (тело) на небесное и легкое» (Творения святителя Григория Нисского, ч. 8, с. 310). Блаженный Иероним в письме к Марцелле, толкуя 11 главу Откровения, где повествуется о пришествии пророков Еноха и Илии и убиении их антихристом, говорит, что это событие нельзя понимать дословно. Город Иерусалим, в котором будут убиты пророки, — это город духовный, построенный из пороков, основанный на злодеяниях. Под Илией, Енохом и Иоанном Богословом нужно также понимать не определенных лиц, а законы: писанный (Илия), естественный (Енох) и благодатный (Иоанн Богослов). «Книга о вере» толкует их пришествие: «посланы будут Енох и Илия… и Иоанн евангелист с ними, к утверждению верных, Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати...» (Гл. 30. л. 270), таким образом, они должны явиться не сами, а чрез обличителей отступления от веры и в лице верных христиан. Блаженный Иероним понимал под пророком Илиею весь лик пророков или пророчества.Мерзость запустения
«Книга о вере» говорит: «И яко во время Пришествия Христова избранных Божиих мало стадо было, тако и в пришествие Антихристово уменьшатся правовернии, а зловернии умножатся. В сия бо времена неприятель душ наших прельщати начнет и избранных». Книга Кирилла Иерусалимскаго, лист 32: «Такоже будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть. Тогда же и век сей скончается… Сие же такоже начинают посланницы антихристовы, сына беззаконнаго, но не у еще кончина, дондеже сам приидет, и с ним совершиться и исполниться мерзость вседневнаго запустения». Ефрем Сирин пишет: «Да не неверуем убо, яко позде се будет на земли; время бо приближися, и на самой громаде злобы всея стоим вси, и отнюдь веры не емлем». Преподобный Ефрем Сирин в 105 слове говорит: «Понеже убо тать и прележник антихрист, хощет приити в своя времена, хотя украсти и убити и погубити, Божие стадо избранное истиннаго пастыря. Образ приимет истиннаго пастыря, да прельстити овец стада». Так и антихристы — как первый, так и последний отступники, а первый с апостольских времен отступник — Симон Волхв. Книга Кириллова называет его первым антихристом, собой же он назнаменовал последнего, о чем пишет и Феодор Студит (ч. 1. стр. 235): «И никакого различия не будет между ним и предшественниками». Святые отцы писали о приходе антихриста, в то же время сознавали, что антихрист уже в мире. Иоанн Богослов (зачало 71) говорит: «Слышасте, яко грядет (антихрист) и ныне в мире есть уже».Также говорит и святой Ефрем Сирин: «Да не неверуем убо яко позде се будет на земли».О духовном причастии
Из учения о царствовании духовного антихриста, прекращении истинного священства, следует и учение безпоповцев о духовном причастии. Так, в толковом Апостоле сказано, что за последнее время жертва причащения по всей вселенной от Востока до Запада престанет, антихрист прежде пришествия своего учинит везде жертвенники и истинную жертву истребит. Причащение видимое, истинное, прекратится и упразднится противником Христа, как говорит и святой Иоанн Златоуст, что опустошение соделает антихрист пред пришествием Господним, следовательно, при царстве антихриста причащения не будет. Слово святого Иоанна Златоуста о лжеучителях, книга «Маргарит», лист 591:Исполнения бо ради беззакония, изсякнет любы многих. И проповесться рече сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство языком, и тогда приидет кончина, и видим уже яко несть места под небесем, в нем же не проповедася Евангелие. Прочее ожидай конца нечистоты и запустения сына погибели.Переживая последнее, изобилующее соблазнами время, христиане, следуя Христовым заповедям, не должны отчаиваться, но верой, трудом, молитвой, постом, и всякими благодеяниями готовить свою душу для службы Богу, а всё свое упование возложить только на Него одного, по святому учению: «уповающии же на Господа, никтоже отчайся, но пецыся присно предведуще глаголавшаго, яко с вами есмь рече. Дерзайте убо, яко не уморит Господь гладом душа праведных». (Маргарит, л. 578 о лжеучителех). Нина ЛУКЬЯНОВА («Русская вера»)