амятка о домашнем иконостасе
Пришло время значительного уменьшения числа сельских общин по причине переселения жителей деревни в близлежащие города. И произошли заметные перемены в новых общинах, возникших в условиях городской жизни.
Селения староверов, например, рязанских, назывались выселками, которые ютились около большого леса и речки. Объем данной заметки не позволяет подробней описать жизнь наших дедов и отцов, которые отличались трудолюбием, сдержанностью и миролюбием. С Божьей помощью это будет выполнено позже. Их способность в тяжелейшие годы сохранить свою общину и построить для нее молитвенный дом, говорило о высшей степени религиозности. Репрессии самым жестоким образом коснулись староверов, и их духовных лиц.
Некоторые из них отдали жизнь за веру, оставив свой прах в северных и сибирских просторах, аидеология разрушала сложившуюся мораль, устои семьи и отношению к Заповедям Божьим. Вернуть и оживить духовную жизнь наших дедов является важной и достойной задачей всех, относящих себя к Древлеправославной Поморской Церкви.
А начинать следует с простейшего и доступного – создания у себя дома Божницы, если она все еще отсутствует.
Домашний иконостас — старая полка с иконами в переднем углу, обращенному к востоку, являлась главной духовной ценностью в доме уважающего себя старовера. В праздничный день Красный угол преображался. За день или два до него деревянные иконы протирались, латунные чистились, Божница накрывалась новым, красочно расшитым полотенцем. Естественно, проводилась уборка всего дома.
Преображалось состояние всех членов семьи, вернувшихся из молитвенного дома, окунувшиеся в состояние Праздника. Столу — трапезе для такого дня, особенно после поста, тоже уделялось большое внимание даже в скудные периоды жизни крестьянина. За стол садились после совместной молитвы за обед. На Рождество Христово утром славили Исуса Христа с участием духовного настоятеля и его помощников, а Пасха была для всех членов семьи и, особенно, для детей, самым долгожданным и светлым днем года. Место в Красном углу, как почетное, занимал главный гость или, при его отсутствии, хозяин. Пищу принимали молча. Трапеза так же заканчивалась благодарственной молитвой Богу и Богородице.
Доступ к Божнице, кроме хозяина и хозяйки, посторонним и детям был запрещен. Это Святое место — Красный, Передний угол, на котором зажигались свещи вечером в предпраздничные дни и утром в праздничные.
Хорошая Божница в годы гонений заменяла собой иконостас, которым она становилась, когда в избе, как в храме, собиралось десяток прихожан вместе с ее духовным наставником на Воскресную молитву, панихиду или молебен. На большие праздники Божница дополнялась соседскими иконами. Божницу, фотоснимок которой представлен выше, можно встретить сейчас и в городской квартире.
Центральное место Божницы занимает икона, представляющая Распятие Исуса Христа, к которой относятся особенно трепетно. Слева от нее располагаются иконы с образом Богородицы и богородичных праздников. Справа от иконы Распятия размещаются иконы с образами наиболее почитаемых Святых. В Божнице находилось место, где хранили небольшой сосуд со святой водой, освященные вербы, поминальные книжки. В преклонном возрасте родители хорошие иконы передавали только надежным наследникам, которые не только обязаны их сохранить, но и передать будущему поколению.
Говоря о содержании икон Божницы, указывающих на путь человека ко Господу Исусу Христу, Который позвал: «Аз есмь свет миру. Грядый по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животворный» (Ин.8:12) и о судьбе тех Святых, которые этот путь избрали и прошли до конца земной жизни, мы вначале остановимся на кратком жизнеописании апостолов, представленных на иконе «Спас Благое Молчание».
Спас — Исус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, до воплощения — до Своего прихода к земной жизни. По пророчеству Святого Исаия (ок. 765 до н. э), о грядущем Христе поведано: — «Сам Господь даст вам знамение — се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил» (в переводе с нами Богъ), возвестившего людям тайну их спасения с приходом истинного Посланника Божьего в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), образ которого мы видим по центру иконы. Рядом: слева — образ Богоматери — «Предста Царица», которая безмужно, бессеменно стала Матерью Господа нашего Исуса Христа, «воплотившегося от Духа Свята; справа — образ Иоанна Предотечи, крестившего Исуса во Иордане и торжественно возвестившего ученикам, что «Сей (Агнец) есть Сын Божий, Который берет на себя грехи мира. Он, идущий за мною. Я не достоин ремень развязать у обуви Его». В этом же ряду, оплечь с Богоматерью образ Святого архангела Михаила — Архистратига, а оплечь с Иоанном Предотечи образ Святого архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии о Боговоплощении.
Ниже: слева от Спаса образ св. апостола Петра, справа св. апостола Павла. Далее в третьем ряду: слева от Спаса образ святителя Василия Великого, справа образ святителя Григория Богослова. В четвертом: слева от Спаса образ святителя Иоанна Златоустого, справа образ святителя Николы Чудотворца. В пятом ряду: образы св. великомучеников Георгия (слева), а справа образ Димитрия Солунского. В нижнем ряду по средине расположен образ Ангела — Хранителя, оплечь которого: слева образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, справа образ св. апостола Андрея Первозванного. Этот ряд замыкают Российские святые: слева образы преподобных Зосимы (слева), а справа Савватия Соловецких.
Основной смысл иконы с Деисусным чином (Деисус в переводе с греческого означает «моление», состоит в том, что верующие, призвав к помощи Богородицу, Иоанна Предотечу и святых и находясь перед престолом Христа Вседержителя, благословляющего всех, становятся так же предстоящими, прославляя Царя Небесного, молятся о прощении грехов, надеясь на пути спасения души своей.
Святой апостол Петр, одним из первых среди перечисленных выше Святых (последние годы земной жизни пребывал с ним Петр Симон), происходил из городка Вифсаиды и по занятию был рыбарь. После призвания своего он следовал за Господом неотступно и за свою любовь к Спасителю удостоился стать избранным учеником Его. Именно ему довелось быть свидетелем многих тайн Божественных.
В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и Воскресении Исуса Христа, обратив этой проповедью около трех тысяч человек. А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо «во имя Исуса Христа Назорея». Он проповедовал Евангелие и среди иудеев в Иерусалиме и в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Галатии. Верным Господу Святой апостол Петр оставался до конца своей жизни, приняв распятие вниз головой.
Святой Апостол Павел вначале, называвшийся Савлом, происходил из города Тарса и до обращения своего был яростным гонителем христиан. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, озарил его Небесный свет и был к нему голос: — «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? — «Кто Ты, Господи? — спросил он.— «Я Исус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».— «Господи! что повелишь мне делать?» — спросил он снова. И Господь сказал ему:— «Иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:4 — 6)». От озарения небесным светом Савл лишился зрения, но прозрев, из гонителя обратился в ревностного проповедника христианской веры. С этого времени святой апостол Павел избирается Господом для проповеди Евангельской истины среди языческого мира. Он проповедует Евангелие в Малой Азии, повсюду устрояя Церкви Христовы. Он прошел пешком многие страны, стараясь везде посеять слово благочестия и привести людей ко Христу. Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Их подвиг перенесения скорбей служит нам примером. За их пламенную ревность и горячую любовь ко Господу Исусу Христу названы они Первоверховными. Церковь благодарна им за те труды, болезни, гонения, бедствия, какие претерпели они, распространяя веру Христову и обращая людей от тьмы язычества к свету Христова учения.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаситель назвал Сыном Громовымъ, был самый молодой из апостолов, юношей с чистым, простым сердцем. Его называли возлюбленным учеником Господа. Он принадлежал к числу троих ближайших учеников Христа и был свидетелем явления Божественной Силы Господа, которую Он открывал лишь немногим избранным, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при преображении Христа на горе Фавор.
Когда Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богородицей. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой и к нему: Се Мати твоя». (Ин. 19, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения. Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами. За исповедание веры в Господа Исуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым.
Святой Апостол Андрей был родом из Галилеи. Из Евангелия мы знаем, что Господь, проходя мимо Галилейского озера, и увидев братьев Андрея и Симона (Петра) и братьев Иоанна и Иакова, ловящими рыбу, сказал: ««Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков»». Тогда они оставили свои лодки и сети и стали учениками Христа. Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил имя — Первозванный. Он пребывал с Христом всегда. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. На иконе образ Святого Апостола Андрея с Евангелием в руках и посохом с крестом. Он благословляет киевские горы, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест, предвозвещая принятие веры Христа. По преданию был он и на севере, на Соловецких островах, где позже и возник монастырь.
Автор: Комков К.Ф.