роисхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня
14 августа по новому стилю Православная Церковь отмечает сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года. В сей день празднуем Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. По преданию, в Константинополе издревле (не позднее 8-го века) был обычай выносить Честное древо Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и прогнания болезней. С 1-го августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творили литии по всему городу и предлагали Крест народу для поклонения. Слово «происхождение» переводится с греческого как «несение впереди». Подробные правила изнесения Честнаго Креста можно встретить в Обряднике императора Константина Порфирородного (905-959 гг.). В Русской церкви этот праздник соединился с воспоминанием крещения Руси 1-го августа 988-го года. В уставе Успенского собора (в Московском Кремле), составленном в 1627-ом году по указу патриарха Филарета, дается следующее объяснение нынешнего праздника:«А на происхождение, в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».По церковному уставу в этот день совершаем поклонение Кресту Господню по тому же чину, что и на Воздвижение Креста Господня и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. Перед каждым сражением великий князь Андрей Боголюбский выносил впереди войска Крест Господень. После усердной молитвы все лобызали икону Пресвятой Богородицы и честный Крест Господень и с этим непобедимым оружием безбоязненно шли на врагов. 1 августа 1164 г. князь с воинами увидели, что от иконы Пресвятой Богородицы исходят сияющие лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище воодушевило князя на победу, и в ходе наступления русская рать обратила булгар в бегство, а затем, преследуя, захватила их города. В этот же день греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, победил их. Он также видел подобное чудо — исхождение от находившихся среди войска иконы Пресвятой Богородицы и Честнаго Креста лучей, осеняющих весь полк. Русский князь узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император — о событиях на Руси. Они оба прославили Бога и после совета с архиереями установили 1 августа празднество Господу и Пресвятой Богородице. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — Преображение Господне, а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).
Пример твердости веры нам показывают семь братьев Маккавеев, наставляемых учителем Елиазаром в обычаях израильского народа: Авим, Антонин, Гурий, Елиазар, Евсевон, Алим и Маркел и их мать Соломония.
Они жили во II веке до Pожества Xристова и пострадали при царе Сирии Антиохе IV Епифане, поработившим еврейский народ. Он вводил греческие языческие обычаи в Иудее, осквернил Храм Иерусалимский, поставил в нем языческих идолов. Иудеев заставляли отступать от веры отцов и поклоняться идолам.
Старец Елеазар, законоучитель, был осужден за приверженность к закону Моисееву. Его ученики, братья Маккавеи также бесстрашно исповедали веру в Бога Истинного и отказались принести жертвы языческим богам. На глазах у матери они претерпели истязания и муки. Царь предлагал Соломонии склонить детей к отречению, чтобы сохранить им жизнь. Святая напротив укрепляла сыновей в исповедании веры отцов. Над телами сыновей она вознесла Богу благодарственную молитву и скончалась. Подвиг святых мучеников воодушевил Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха. Одержав победу, иудеи очистили Храм Иерусалимский от идолов.
Святые отвергли языческие нравы, сохранив обычаи и правила, завещанные от отцов. И, хотя они пострадали еще до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом после них. Уже тогда в них жила вера во Христа и надежда на воскресение, которая помогла победить все страхи перед пытками и мучениями.
Успенский пост, который начинается в этот день, 14 августа, является самым коротким по времени в сравнении с прочими многодневными постами, но по строгости своей соответствует правилам великопостного воздержания. Устав о пище в этот пост повелевает следующее:
В понедельник, среду, пяток – сухоядение (хлеб, невареная растительная пища без масла);
Во вторник и четверток – горячая пища без масла; вино во все дни Уставом не разрешается.
В субботу и воскресенье – пища с маслом («дважды днем»).
Разрешение на рыбу – только в праздник Преображения Господня (19 августа н.с.)
Если в пост случится великий святой, тогда во вторник и четверток – пища с маслом, а в понедельник, среду, пяток – горячая пища без масла. Это же правило касается и дней Предпраздненства великих двунадесятых праздников – Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. (Сие разрешение Устава распространяется и на св. Четыредесятницу).
О духовном значении Успенского поста можно прочитать у преподобного Симеона Солунского (конец 15-го века – 1429-ый год):
«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и молилась за нас, хотя, будучи Святой и Непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она за нас молилась, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и соединиться с Сыном Своим. А посему и мы должны поститься и воспевать Ее и побуждать Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят. Что этот пост учрежден по случаю двух праздников, одного, как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».Н. Лукьянова («Русская вера»)