ожество Пресвятой Богородицы
21 сентября православные христиане празднуют первый двунадесятый православный праздник церковного года — Рожество Пресвятой Богородицы. Это великое событие — Рождение Матери Господа нашего Исуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. В Палестине, в галилейском городе Назарете, жили престарелые и благочестивые Иоаким из рода пророка и царя Давыда, и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Безчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников благочестивый Иоаким принес в Иеросалимский храм жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным, ввиду его безчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании чада. Святая Анна, узнав, что произошло в Иеросалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Исуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Богородица родилась в лето 5486-е от сотворения мира.Самые древние изображения событий Рожества Божией Матери встречаются уже в X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма Успения Пресвятой Богородицы VII века в Атени.
Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год). Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии, которая полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами и служанки, которые омывают Богородицу в купели.
С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Часто икону Рожества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.
До наших дней дошла роспись собора Рожества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Богородице жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Пречистой Владычицей на руках.
«Начало нашему спасению, людие днесь бысть. Се бо пронареченная от родов древних, Мати и Девая, и Приятелище Божие, от неплодове родитися происходит…» (стихера Празднику литийная).
Се праздник Рожества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть материю Царя всех — Бога.
С Праздником, христиане!