Староверы
Поморцы

Пожертвовать

одробное описание службы Пасхе в 2022 году

Составитель службы — Председатель РС ДПЦ, духовный наставник Невской поморской общины о. Владимир Шамарин.

Служба находится в Цветной Триоди, а также в праздничной Минее. Используются также книги Часослов (или Часовник), Апостол, Евангелие; певческие – Обиход, Ир­мосы; поучительные – Торжественник, Соборник.

Российским Советом издана отдельная книга «Служба на праздник Пасхи», в которой помещено полное последование службы с песнопениями из Часослова, Триоди, Апостола, Евангелия.

Приходные, исходные поклоны до светлой утрени земные, прочие поясные кроме указанных особо.

ВЕЧЕРНЯ

Служится в субботу пораньше, или же вкупе со следующими службами. Начало по Часослову (Часовнику). Наставник – «За молитв…» Чтец – «Аминь. Царю небесныи... Святыи Боже…» По Отче наш наставник молитву Исусову. Чтец – «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. «Приидите поклоним­ся…»

Псалом 103 «Благослови душе моя Господа…». Слава, И ныне. «Аллилуия аллилуия слава Тебе Боже», 3-жды, с поклонами – два раза чтением, а третий раз поём (правый лик) и затем поём Господи помнлуй 12 (некоторые поют 40), Слава И ныне.

Кафизма не читается.

Далее следуют по Часослову возвахи (4 псалма): чтец чтет псалмы до стиха Из глубины. Если возвахи поём, то возглашается глас 1-й, чтец читает псалмы, останавливаясь на повторя­емых пением (роспев в Обиходе) стихах, до конца. Или же прочитывает псалмы в-тай (шёпотом). Совер­шается каждение.

Затем поём с запевами возвашные стихеры на велицей вечерне по Триоди, с добавлением одной стихеры из Октая. Канонарх возглашает запев – «(Глас первыи – сказывается, если возвахи читали.) Из глубины возвах к Тебе Господи». Правый лик поет – «Господи услыши глас мой». Стихера – «Вечерняя наша молитвы…». Запев – «Будете уши Твои». Левый лик поет – «Внемлюще глас молитвы моея». Стихера – «Объидете людие Сион...». Запев – «Аще безза­кония назриши Господи, Господи кто постоит». Правый – «Яко от Тебе очищение есть». Стихера – «Приидете людие поем...». Следующую стихеру следует взять из воскресной службы в Октае 1-го гласа вместо написанной наряду: Запев – «Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое». Левый – «Упова душа моя на Господа». Стихера – «Веселитеся небеса...». Возвращаемся к Триоди, запев – «Глас осмыи. От стражи утрения до нощи от стражи утрения». Правый – «Да уповает Израиль на Господа». Стихера – «Днесь ад стоня вопиет, уне ми беяше...». Запев – «Яко от Господа милость и много от него избавление и Той избавит Израиля». Левый – «От всех беззаконии его». Стихера – «Днесь ад стоня вопиет, уне ми беяше...». Запев – «Хвалите Господа вси языцы». Правый – «Похвалите Его вси людие». Стихера – «Днесь ад стоня вопиет, разрушися моя власть...». Лики сходятся на сход (середину солеи). Запев – «Яко утвердися милость его на нас». Лик поет – «И истина Господня пребывает во веки». Стихера – «Днесь ад стоня вопиет, пожерта ми бысть…». Запев – «Слава, глас шестыи» Лик поет – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Стихера – «Днешнюю тайну...». Запев – «И ныне, глас первыи». Лик поет – «И ныне и присно и во веки веком аминь». Стихера – «Всемирную славу...».

Наставник возглашает: «Свете тихии». Лик поёт – «Святыя славы безсмертнаго» Текст в Часослове, роспев в Обиходе.

Расходимся по клиросам. Чтец (канонарх) с Часословом в руках на сходе благословясь возглашает по Часослову. «Прокимен, псалом Давыдов. Господь воцарися в лепотуся облече». Правый лик повторяет пением. Чтец стих – «Облечеся Господь в силу и препоясася». Левый лик поёт «Господь воцарися в лепотуся облече». Чтец стих – «Ибо утверди вселенную яже не подвижится». Правый лик поёт «Господь воцарися…». Чтец стих – «дому Твоему подобает святыни Господи в долготу дний». Левый лик поёт «Господь воцарися…». Чтец: «Господь воцарися в лепотуся облече». Правый лик повторяет пением.

Далее особой погласицей чтутся паремии по Триоди: «От Бытия чтение…». Слушаем их сидя. На четвертой паремии (от пророчества Ионина) после слов «от чрева китова, и рече» чтец возглашает: «Молитва!». Встаем. Чтец читает не паремийной, обычной погласицей: «Возопих в печали моей…» до слово «на спасение мое Господеви». Далее продолжает паремию (садимся). После 6-й паремии (от Исхода) встаем. Чтец речет: «Глас пятыи. Поем Господеви, славно бо прославися». Правый лик поёт «Славно бо прославися». Чтец: «Коня и всадники вверже в море, поем Господеви, славно бо прославися». Левый лик поёт «Славно бо прославися». И прочие стихи, и мы поём по каждом стихе «Славно бо прославися». Слава «Славно бо прославися», И ныне«Славно бо прославися». Затем канонарх сам поёт: «Славно бо прославися». Следующие чтения (садимся). На 15-й паремии (от пророчества Даниилова) после слов «уста своя посреди огня, и рече» чтец возглашает: «Молитва!». Встаем. Чтец читает обычной погласицей: «Благословен еси Господи Боже отец наших…» до конца паремии – «и препетыи и превозносимыи во веки». Чтец речет: «Глас пятыи. Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки». Левый лик поёт «Господа пойте и превозносите Его во веки». Чтец: «Благословите ангели Господни…». Правый лик поёт «Господа пойте и превозносите Его во веки». И прочие стихи, и мы поём по каждом стихе «Господа пойте…». Вместо Славы «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа пойте…», И ныне«Господа пойте». Затем канонарх читает «Хвалим благословим» и сам поет «Господа пойте».

Левый лик запевает к апостолу Господи поми­луй, 3-жды, Слава, И ныне (как перед евангелием).

В некоторых общинах здесь поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, Аллилуия» 3-жды. Затем Слава И ныне. «Во Христа облекостеся, Аллилуия». И 5-й раз «Елицы во Христа…».

Чтец апостола, на сходе благословляясь: «Прокимен, глас осмыи. Вся земля да поклониттися и поет Тебе». Стих и опять прокимен. Текст в конце Апосто­ла или в Триоди. Поём прокимен 3-жды (правый-левый-правый) «обеденным» роспевом, по Обиходу, начинает правый. Чтец чтет по Апостолу зачало 91: «К римляном послание святаго апостола Павла (чтение). Братие, елицы во Христа Исуса крестихомся». На словах: «будем причастницы» протягиваем голосом раздел. Конец – «О Христе Исусе Господе нашем». Чтец (вместо «Аллилуия) – «Воскресни Боже суди земли». Левый лик повторяет пением. Чтец глаголет три стиха и «Воскресни Боже…». К каждому поём по клиросам «Воскресни Боже суди земли».Чтец прощается.

Затем чтется по Евангелию зачало от Матфея, 115. Наставник, благословляясь: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Левый лик — «Слава Тебе Господи» – земной поклон, роспев «обеденный». «В вечер суботныи, свитающе». Раздел на словах «даже до сего дне». Конец – «до скончания века, аминь».

По евангелии правый поет «Слава Тебе Господи» с земным поклоном.

Левый лик поёт Господи поми­луй, 40. Слава, «И ныне… веком». Чтец (по Часослову)– «Аминь. Сподоби Господи». Левый лик поёт Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Выходим на сход и поём в Триоди стиховну:

Канонарх возглашает: «Глас первыи. Страстию Твоею Христе». Поём. Запев – «Господь воцарися». Лик поет — «В лепотуся облече». Стихера — «Да возрадуется тварь... Запев – «Ибо утверди вселенную». Лик поет — «Яже не подвижится». Стихера — «Царю сыи... Запев – «Дому Твоему подобает». Лик поет — «Святыни Господи в долготу дний». Стихера — «Жены мироносицы... Запев – «Слава и ныне, глас тойже». Лик поет — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веком аминь». Стихера — «Се исполнися...

Расходимся по клиросам. Чтец — по Часослову — «Ныне отпущаеши». «Святыи Боже…» Слава, И ныне. «Пресвятая Троице» и прочее. По «Отче наш» наставник глаголет молитву Исусову. Чтец «Аминь», и читает тропари Великой субботы: «Благообразныи Иосиф», Слава – «Егда сниде к смерти», И ныне – «Мироносицам женам».

Правый лик поёт с земными поклонами — «Честнейшую херувим…» Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Гос­поди благослови.

Наставник речет отпуст: «Иже нас ради и нашего ради спасения смирив Себе и в нашу нищету облече́ся, и во́лею страсти претерпе́в, и смерть вкуси́в, и во́ гробе положи́выися, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». И кланяется в пояс.

Головщик правого лика — «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.

ПАВЕЧЕРНИЦА МАЛАЯ

Читается по Часослову. Начало обычное. Псалмы: «Помилуй мя Боже», «Боже в помощь», «Господи услыши». «Слава в вышних Богу» (с тремя поклонами). «Верую». Далее чтем канон по Триоди. Канонарх сказывает ирмос 1-й песни«Волною морскою», 2-жды, и поём его по клиросам 2-жды. Чтец благословляется и читает тропари канона («Хотя Свое создание») на 4, дважды с запевом — «Слава Тебе Боже наш Слава Тебе». 3-й запев Слава. 4 запев И ныне. Канонарх сказывает катавасию «Волною морскою», и чтет «Приступи к Пилату…» Затем поём на сходе в завершение 1-й песни «Волною морскою…». По сему образу и прочие песни канона. По 6-й песни по катавасии канонарх чтет Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Кондак («Иже бездну») и икос. Катавасия 9-й песни (задостойник) «Не рыдай мене Мати» с поклоном земным. Чтец – «Святыи Боже…» По Отче наш кондак «Иже бездну затворивыи». Господи помилуй 40, «Иже на всяко время» и прочее. «За молитв…». «Нескверная неблазная», «Даждь нам Владыко», «Преславная и присно Дево…», «Упование нам Бог».

Левый ­лик поёт Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Гос­поди благослови, с земными поклонами.

Наставник речет отпуст: «Иже нас ради во́лею положи́выися во́ гробе, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». И кланяется в пояс. Головщик правого лика – «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.

Если совершается корпение, то конец творим подобно полунощнице.

ПОЛУНОЩНИЦА ВОСКРЕСНАЯ

Служится не повсеместно, но где принято, поскольку считается, что её заменяет канон Великой Субботе. Читается по Часослову. Начало. На молитве «Боже очисти мя грешнаго» три земных поклона. Псалом: «Помилуй мя Боже», Наставник речет молитву Исусову. Головщик (или канонарх) — «Аминь». И начинаем по Октаю (Шестодневу) первого гласа канон Пресвятой Троице. (Если же Октая нет, читаем канон 6-го гласа наряду в Часослове). Канонарх сказывает ирмос 1-жды. Поём его. Затем чтет тропари на 4: два с запевом «Пресвятая Троице Боже наш слава Тебе». Слава. И ныне. После «И ныне…» сказывает следующий ирмос и дочитывает тропарь. Поём следующую песнь. На 3-й и на 6-й песни следующий ирмос не сказывает, но дочитывает тропарь и чтет Господи помилуй 3-жды, седален. Слава И ныне – сказывает следующий ирмос – и чтет богородичен. Закончив чтение 9-й песни переходим к чтению троичнов (писаны в Часослове или конце Октая) – «Достойно есть боголепно, еже славити Тя». Они чтутся подряд без запевов и поклонов. Слава – «Отче Вседержителю» с земным поклоном в конце. «Святыи Боже…» По Отче наш кондак Великой Субботе – «Иже бездну затворивыи». Господи помилуй 40, Слава, И ныне. «Честнейшую». «Именем Господ­ним благослови отче». Наставник — «За молитв». Чтец — «Аминь. Всемогущая и животворящая Святая Троице…». Правый ­лик поёт Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Гос­поди благослови, без поклонов (корпение).

Наставник речет отпуст: «Иже нас ради во́лею положи́выися во́ гробе, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». Все кланяются в подручник и в земном поклоне глаголют молитву «Ослаби остави». Затем встаём и наставник чтет молитву «Ненавидящих и обидящих», пропуская заупокой­ный стих.

После сего расхода не бывает, но чтем как поучение по Апостолу «Деяния святых апостол» (слушаем сидя) до времени начала канона Великой Субботе.

КАНОН ВЕЛИКОЙ СУББОТЕ

Начинаем за два часа до полуночи, то есть в 23 часа в субботу по местному времени (в России). С 1930 года время в СССР директивно переведено на 1 час вперёд.

Наставник – «За молитв…» Чтец – «Аминь. Святыи Боже…» По Отче наш наставник молитву Исусову. Чтец – «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. «Приидите поклоним­ся…» Псалом 50 «Помилуй мя Боже». Наставник речет молитву Исусову.

Головщик (или канонарх) — «Аминь». И начинаем по Триоди канон, писан на утрени в Великую Субботу. Канонарх сказывает ирмос 1-й песни«Волною морскою», 2-жды, и поём его по клиросам 2-жды. Чтец благословляется и читает тропари канона «на 12 запевов», то есть если в песни три тропаря, чтет по 4-жды, если 4, то по три раза. Обычно же читают два чтеца по 6 тропарей, каждый три тропаря по 2-жды либо четыре с повтором двух. Запев — «Слава Тебе Боже наш Слава Тебе». 11-й запев Слава. 12 запев И ныне. Канонарх (2-й чтец) сказывает катавасию «Волною морскою», и чтет «Да Твоея славы…» Затем поём на сходе в завершение 1-й песни «Волною морскою…». Далее 3-я песнь тем же порядком. По катавасии — «Тебе на водах»левый лик Господи помилуй 3-жды, Слава, И ныне. Канонарх (2-й чтец) чтет седален «(Глас первыи,) Гроб Твой Спасе», Слава И ныне. 1-й чтец сказывает ирмос 4-й песни, а 2-й чтец чтет «Гроб Твой Спасе». Концы седальнов повторяем пением. Чтем половину поучения – слова св. Епифания Кипрьскаго – «Что се безмолвие» (в Торжественнике или Соборнике, до повествования о сошествии во ад).

4-я, 5-я, 6-я песни согласно 1-й. По 6-й песни по катавасии «Ят бысть» правый лик поёт Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне. Чтется или поётся кондак «Иже бездну» и икос «Иже содержаи» (если далее поучение, концы кондака и икоса повторяем пением). Дочитываем поучение св. Епифания.

7-я песнь, как и 1-я. На 8-й песни во 2-м каноне вместо Славы чтем запев: «Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа Господа». Перед катавасией поём на глас 6-й: «Хвалим благословим кланяемся Господеви, поем и пре­возносим Его во веки». Катавасия — «Ужаснися бояися небо» — поклон. 9-я песнь подобно 1-й. Ирмосы 9-й песни с поклонами. Катавасия «Не рыдай мене Мати» и по­клон земной. Чтецы канона прощаются.

На 9-й п. Канона начинаем готовиться к Светлой Утрени. Бывает звон. По совершении канона, возжигаем паникадила. За Напрестольным Крестом ставим сосуд со углием горящим и влагаем фимиам (ладан).

Чтец — «Святыи Боже…» Слава, И ныне. «Пресвятая Троице» и прочее. По «Отче наш» наставник глаголет молитву Исусову. Чтец «Аминь», и читает тропарь Великой субботы: «Егда сниде к смерти».

Правый лик поет ектению Господи помилуй 40 (с 3-мя поклонами в начале, а неции без поклонов), Слава И ныне. Затем с земными поклонами — «Честнейшую херувим…» Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Гос­поди благослови.

Наставник речет отпуст: «Иже нас ради и нашего ради спасения смирив Себе и в нашу нищету облече́ся, и во́лею страсти претерпе́в, и смерть вкуси́в, и во́ гробе положи́выися, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». И кланяется в пояс.

Головщик правого лика — «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.

Полагаем исходные поклоны земные.

Готовимся к Пасхальной утрени. Далее приходные и исходные поклоны поясные.

СВЕТЛАЯ УТРЕНЯ

Начинаем с полунощи (1 час по местному времени). Полагаем приходные поклоны (в них чтется «Достойно»). Возжигаются свещи в руках, держим их до конца хвалитных стихер, приугашая на поучениях. Наставник кадит образа (с молитвой «Христос воскресе») в клиросе, где принято бывает выход с Крестным ходом, где принято, во время которого поется стихера «Воскресение Твое Христе Спасе», 3-жды (а где с крестным ходом не исходят, певцы сию стихеру поют на сходе, затем расходятся по клиросам). Наставник возглашает – «За молитв». Правый лик вкупе велегласно – «Аминь». Наставник, стоя на сходе с кадилом, поёт «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова» 2-жды и 3-й раз до половины. Правый лик допевает – «И гробным живот дарова». Поют «Христос воскресе», 3-жды (правый-левый-правый). Наставник возглашает стихи: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази его». Поют «Христос воскресе», 3-жды (правый-левый-правый). Стих – «Яко исчезает дым, да исчезнут». «Христос воскресе», 3-жды (левый-правый-левый). Стих – «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы возвеселятся». «Христос воскресе», 3-жды (правый-левый-правый). Стих – «Сей день иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». «Христос воскресе», 3-жды (левый-правый-левый). Стих – Слава…. «Христос воскресе», 3-жды (правый-левый-правый). Стих – И ныне… «Христос воскресе», 3-жды (левый-правый-левый). В завершение сего пасхального начала наставник поёт: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи». Правый лик допевает – «И гробным живот дарова». И поёт Господи помилуй 12 (пасхальным роспевом), Слава и ныне. Наставник речет молитву Исусову.

Головщик (или канонарх) — «Аминь». Начинаем канон Пасце. Канонарх сказывает ирмос 1-й песни«Воскресения день, просветимся людие», 4-жды, наставник сам запевает сии словеса, а лики продолжают – «Пасха Господня Пасха…» Пропев четыре раза, поют тропари канона (Чтец благословляется, но тропари не сказывавет). Запев поют на 1-й глас «Христос воскресе из мертвых» 6 раз с тропарём «Очистим чувствия», 4 раза с тропарём «Небеса убо достойно». Слава – «Небеса убо». И ныне – «Небеса убо». Канонарх сказывает катавасию «Воскресения день» 2-жды, поём её по клиросам. Далее левый лик поёт Господи помилуй 3-жды, Слава, И ныне. Далее 3-я песнь таким же образом. Наставник начинает ирмос 4 раза «Приидите пиво пием ново», два тропаря поём по 6 раз, и катавасию 2-жды.

В некоторых общинах на Пасху перед каждой песнью наставник возглашает молитву Исусову, головщик – «Аминь», а затем уже ирмос. Во время канона совершается полное каждение храма и молящихся.

По катавасии 3-й песни левый лик Господи помилуй 3-жды, Слава И ныне. Канонарх сказывает: «Глас четвертыи. Предвариша утро». Левый поёт ипакой. Аще изволит наставник, чтем поучение в Торжественнике или Златоусте. 4-я песнь. В ней три тропаря, поём их по 4 раза. 5-я и 6-я песни подобно 1-й. По 6-й песни правый лик Господи помилуй 3-жды, Слава, И ныне. Канонарх сказывает: «Глас осмыи. Аще и во гроб сниде Безсмертне». Правый поёт кондак. Канонарх – «Иже прежде солнца». правый поёт весь икос, либо только конец. Чтем поучение (Синоксарь или иное).

По чтении поём «Воскресение Христово видевше» с тремя поклонами, 3-жды (правый-левый-правый. 2-жды говором, а третии раз – в распев). «Воскрес Исус от гроба», 3-жды (левый-правый-левый. 2-жды на глас, а третии раз – в распев). Затем начинаем 7-ю песнь. В ней три тропаря, как и в 4-й. 8-ю песнь поём так: Ирмос 4-жды. Далее с запевом «Христос воскресе из мертвых» 4 раза тропарь «Приидите новаго винограда» и 3 раза тропарь «Возведи окрест очи». Затем с запевом «Пресвятая Троице Боже наш слава Тебе» 3 раза тропарь «Отче Вседержителю». «Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа Господа» – «Отче Вседержителю». И ныне – «Возведи окрест очи». Канонарх сказывает катавасию «Сей убо». Левый поёт. Затем сказывает – «Хвалим благословим». Поём на глас 1-й: «Хвалим благословим кланяемся Господеви, поем и пре­возносим Его во веки». Сказывает и поём — «Сей убо» с поклоном в конце.

9-я песнь подобно 1-й. Ирмосы «Светися светися» с поклонами. Катавасию поём на сходе, 2-й раз – большим распевом, с земным поклоном в конце. Канонарх прощается. Левый лик Господи помилуй 3-жды, Слава И ныне. Поём по клиросам светилен «Плотию уснув» 2-жды, Слава и ныне – «Плотию уснув». Чтец (по Часослову) псалмы – «Хвалите Господа с небес», не до конца, но до стиха «Хвалите Его на силах Его» (или поём по Обиходу, а чтец чтет в-тай).

Начинаем хвалитные стихеры с запевами по клиросам. Канонарх запев: – «Глас первый. Хвалите Его на силах Его». Правый лик поет – «Хвалите Его по премногому величествию Его». Стихера – «Поем Твою Христе спасеную страсть». Запев – «Хвалите Его во гласе трубнем». Левый лик поет – «Хвалите Его во псалтыри и гуслех». Стихера – «Распятие претерпев». Запев – «Хвалите Его в тимпане и лице». Правый поёт – «Хвалите Его во струнех и органех». Стихера – «Иже ада пленив». Лики сходятся на средину солеи. Запев – «Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания». Лик поет – «Всяко дыхание да хвалит Господа». Стихера – «Боголепное Твое…». Затем канонарх возглашает пасхальные стихеры: «Глас пятыи. Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его». «Пасха священная нам днесь показася». И остальные три стихеры. Запев – «Слава и Ныне, глас тойже». Лик поет – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веком аминь». Стихера – «Воскресения день» с допеванием «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть…». Затем поют «Христос воскресе» 3-жды на сходе и расходятся по клиросам, продолжая пение.

Пасхальные стихеры по местам сказывают по разному: канонарх сказывает стихи до полу или же полностью; или только первую стихеру.

Во время пения выносится Честныи Крест для целования, в изголовье его устанавливается свеща. Лики поют непрестанно «Христос воскресе», и идем к целованию Креста по двое – наставники, клирошане, братие, сестры. Пред целованием два поклона в пояс, благословляются. Единожды лобызают Честный Крест – левую ступню Спасителя. Посем – третий поясной поклон, и прощаются. По обычаю во многих местах принято христосоваться с наставником и вручать крашеное яйцо.

По скончании целования наставник как поучение чтет по Триоди слово св. Иоанна Златоуста – «Павловы уста» (слово принято читать не погласицей, а обычным говором, слушаем его стоя). Посем правый лик поёт тропарь Златоусту– «От уст твоих». Правый лик — Господи помилуй 40, Слава, «И ныне… веком». Левый лик — «Аминь». Господи поми­луй, 12, Слава, «И ныне… веком». Правый лик — «Аминь». «Христос воскресе» 3-жды (правый-левый-правый, некоторые поют с поклонами). Наставник поёт: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи». Правый лик допевает – «И гробным живот дарова». И поёт с поклонами Слава, И ныне. Господи помилуй 2-жды, Гос­поди благослови.

(По иному же Уставу Слава И ныне перед отпустом на вечерне, утрене, часах Светлой седмицы, на пасхальном молебне и при пении стихер Пасце – не поется, но по пропетии «И гробным» абие глаголется отпуст. В некоторых общинах настоятель глаголет пасхальные отпусты, держа в руках Честныи Крест).

Наставник речет отпуст: «Воскресыи из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою Честнаго и животворящаго Креста, и святых славных и всехвальных апостол и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». И кланяется в пояс.

Правый лик вкупе – «Аминь». Наставник, ограждаясь крестным знамением, трижды возглашает – «Христос воскресе!» и мы, также ограждаясь, отвечаем – «Воистину воскресе!». Наставник глаголет – «И нам дарова живот вечныи!». Правый лик поет – «И нам дарова…» с поклоном. Левый запевает 1-й час (тексты в Часослове или Триоди): «Христос воскресе», 3-жды (левый — правый — левый). «Воскресение Христово», 3-жды (левый — правый — левый, все поём говором). «Предвариша утро» (правый), «Аще и во гроб» (левый), «Во гробе с плотию» (правый). Слава – «Яко живоносец» (левый). И ныне – «Вышняго освященно» (правый). Левый – Господи помилуй 40, Слава И ныне, «Честнейшую…», «Именем Господним благослови отче». Наставник – «За молитв». Правый – «Аминь». Слава, И ныне. Господи помилуй 2-жды, Гос­поди благослови – без поклонов. (По Поморскому же Уставу перед Славой – «Христос воскресе», 3-жды.)

Отпуст: «Воскресыи из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». Совершаем корпение. Все кланяются в подручник и в земном поклоне глаголют молитву «Ослаби остави». («Ненавидящих» после утрени не чтется).

ЧАСЫ

По обычаю служим подряд, без расхода. Час третии. Наставник – «За молитв». Головщик правого – «Аминь». (тексты в Часослове глава 26, или Триоди): «Христос воскресе», 3-жды (правый – левый — правый). «Воскресение Христово», 3-жды (правый – левый — правый, поём говором). «Предвариша утро» (левый), «Аще и во гроб» (правый), «Во гробе с плотию» (левый). Слава – «Яко живоносец» (правый). И ныне – «Вышняго освященно» (левый). Правый – Господи помилуй 40, Слава И ныне, «Честнейшую…», «Именем Господним благослови отче». Наставник – «За молитв». Левый – «Аминь. Христос воскресе». Также поряду 6-й час. По «За молитв». Правый – «Аминь». Также 9-й час.

По «За молитв». Правый – «Аминь». Поём Обедницу: «Христос воскресе», 3-жды (правый – левый — правый). «Воскресение Христово», 1-жды (правый, поём роспевом). «Предвариша утро» (левый, роспевом), Слава – «Аще и во гроб» (правый, роспевом), И ныне – «Единородныи Сыне» (левый, роспевом 5-го гласа или демеством).Отсюда и далее по Часослову глава 17.

Блаженны (Часослов) «Во царствии Си». Чтем или поём говором до стиха «Блажени милостивии» включительно. Канонарх сказывает и правый поёт ирмос 3-й песни – «Приидите пиво пием ново». Далее поются тропари 3-й песни с запевами блаженн. Канонарх стих – «Глас первыи. Блажени чистии сердцем». Левый – «Яко тии Бога узрят» «Ныне вся исполнишася». Стих – «Блажени миротворцы». Правый – «Яко тии сынове Божии нарекутся» — «Ныне вся исполнишася». Стих – «Блажени изгнани правды ради». Левый – «Яко тех есть Царство небесное» «Вчера спогребохтися». Затем чтется 6-я песнь, без ирмоса: стих – «Блажени есте егда поносят вам и ижденут вы и рекут». Правый – «Всяк зол глагол на вы лжуще мене ради» — «Сохранив цела знамения». Стих – «Радуйтеся и веселитеся». Левый – «Яко мзда ваша многа на небесех» «Сохранив цела знамения». Слава (правый) – «Спасе мой живо». И ныне (левый) – «Спасе мой живо».

Далее читается по Апостолу зачало 1.

(Примечание: Где принято, перед апостолом поют «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, Аллилуия» 3-жды. Затем Слава И ныне. «Во Христа облекостеся, Аллилуия». И 5-й раз «Елицы во Христа…». К апостолу прокимен «Прокимен, глас осмыи. Сей день иже сотвори Господь возрадуемся и возвеселимся в онь». Поём со стихами 3-жды. По апостоле Аллилуия поём 5 раз, из двух стихов делаем три, и последний – Аллилуия. Прокимен и аллилуия писаны в конце Апостола и в Триоди. Иные же поют 3 раза: Аллилуия и два стиха.

Благосло­вившись, чтец: «От деянии святых апостол чтение». «Первое убо слово сотворих». Разделяем на словах – «Яже о Царствии Божии», конец – «Даже до последних земли». Чтец прощается (или возглашает Аллилуия).

По Евангелию зачало от Иоанна, 1. Наставник, благословившись: «От Иоанна святаго Евангелия чтение». Правый лик – «Слава Тебе Господи», большим «обеденным» роспевом, поклон. «В начале бе Слово». Сие зачало не делится надвое, но наставник чтет особо торжественно, искусно разделяя на точках, во время чего совершается, где принято, звон в малый колокол. Конец – «Исус Христом бысть». Левый лик – «Слава Тебе Господи».

По Часослову: поём по клиросам «Помяни нас...», с поклонами, «Лик небесныи» и прочее. Чтец: И ныне – «Верую». «Ослаби, остави». Правый поёт «Отче наш». Наставник – молитву Исусову. Головщик левого лика – «Аминь». Левый поёт кондак – «Аще и во гроб». Чтец: Господи помилуй 40. «Един свят, един Господь Исус Христос, в славу Богу Отцу. Аминь». Поём «Христос воскресе», 3-жды (неции поют с поклонами). Чтец – Господи помилуй 3-жды, Слава И ныне. Псалом «Благословлю Господа на всяко время» до слов «не лишатся от всякаго блага» (псалом читают или поют). На сходе поём задостойникирмос 9-й песни «Светися светися» большим роспевом. Земной поклон. Расходимся по клиросам. Поём «Христос воскресе» 3-жды (правый-левый-правый, некоторые поют с поклонами). Наставник поёт: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи». Правый лик допевает – «И гробным живот дарова». И поёт с поклонами Слава, И ныне. Господи помилуй 2-жды, Гос­поди благослови.

(По иному же Уставу Слава И ныне перед отпустом не поется, но по пропетии «И гробным» абие глаголется отпуст. В некоторых общинах настоятель глаголет пасхальные отпусты, держа в руках Честныи Крест).

Наставник речет отпуст: «Воскресыи из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою Честнаго и животворящаго Креста, и святых славных и всехвальных апостол и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец». И кланяется в пояс.

Правый лик вкупе – «Аминь». Наставник, ограждаясь крестным знамением, трижды возглашает – «Христос воскресе!» и мы, также ограждаясь, отвечаем – «Воистину воскресе!». Наставник глаголет – «И нам дарова живот вечныи!». Правый лик поет – «И нам дарова…» с поклоном. «Христос воскресе», 3-жды (правый – левый — правый). Господи помилуй 3-жды (правый).

Исходные поклоны. В них вместо «Достойно есть» глаголем «Светися светися».

опулярное

опросы наставнику

Задать вопрос

тправить письмо

Напишите нам и мы ответим вам на любые ваши вопросы

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения

спешно отправлено

Мы ответим вам в ближайшее время

адать вопрос

За время работы этого раздела мы получили немало вопросов наставнику, где каждый из ответов является не простой «отпиской», а детальным индивидуальным рассмотрением жизненной ситуации человека.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения