Староверы
Поморцы

Пожертвовать

ольск — как один из центров поморского согласия в России

Старообрядцы появились в пределах Среднего Поволжья сразу после «никоновских реформ» и «Собора 1666 года». Поволжье стало одним из центров старообрядчества. Саратов, Самара, Николаевск, Балаково… Город Вольск не стал исключением. Вольск, в прошлом слобода Малыковка, был основан в 1699 году на месте впадения в Волгу реки Малыковки. Местные жители в основном занимались промыслом рыбы. Чуть позже Малыковка становится военно-опорным пунктом. В петровскую эпоху волостью владел А.Д. Меньшиков, а после передан в казну. С 1780 года имеет название город Волгск. В XIX веке Вольск стал важнейшим купеческим городом, торговавшим хлебом. Первое упоминание о старообрядцах в селении, относится к концу XVII столетия. По преданиям, многие прибывали водой, даже на плотах, с севера. Число жителей быстро увеличивалось. Город Вольск с момента своего возникновения был городом старообрядческим. С одной стороны поповщина с ее монастырями на Иргизе; с другой безпоповство, среди коего преобладало поморство, благодаря его наибольшей устойчивости и организации, свили здесь прочное гнездо. В 1828 году в городе было 772 двора старообрядцев, из них 44 двора безпоповцев: 83 мужчины и 103 женщины. Примерно в середине XIX века в Вольске поморцев было 54 человека. В 80-х годах прошлого столетия на стороне поморства стояли здесь видные купцы – Рошковы, Невитовы, Галкины, Будниковы, Синицыны, которые группировали вокруг себя мещанское и крестьянское население своих последователей. Со стороны поморцев здесь были представители обоих его течений – брачников и безбрачников (или федосеевцев), однако Саратовские Епархиальные Ведомости упоминают также о существовании в большом числе в Вольске даниловского согласия.
Вольск

Поморская молельня, г. Вольск. Красный переулок. Бондарка

Молельни поморцев, сначала простые молитвенные дома, помещались — одна у мещанина Лушникова, другая — у вдовы мещанки Дарьи Ивакиной (1880-е годы). Купечество имело молельни в своих домах и редко бывали в общих молельнях. Во второй половине XIX века в городе имели свои моленные дома старообрядцы: белокриницкого, беглопоповского, поморского, спасовского согласия. С середины XIX века был открыт ед иноверческий приход. Много людей прошло через общину. Примерно в 1860 году в Вольской моленной поморского законнобрачного согласия уставщиком стал Ладонкин Кузьма Павлович. Затем он перешел в РПсЦ, а позже в РПЦ. Бывали и такие случаи. Однако, в основе своей, поморцы крепко держали свои устои. Известно, что один христианин из Саратовской губернии Вольского уезда — Ильин В.М., в 1891 году участвовал в Совете в д. Гилевой Томской губернии. В.М. Ильин из Вольска оказал большую помощь в борьбе с бракоборной идеологией и создании мощной поморской организации на Алтае. Один из таких поморцев был настоятель вольских поморцев Ефимов Гордей, который был на покое по старости к 1858 году. А также многие другие. В конце 19 века начинается расцвет поморской общины. Старообрядцы-поморцы имели дом, где молились, но в начале XX века перестроили дом в просторный молитвенный дом с куполом и крестом. Долгое время наставником поморцев был наставник Иван Михайлович Цветков. Он поддерживал христианские отношения со многими общинами. В письмах часто встречается поморская община города Кузнецк Пензенской области. Благодаря миссионерской деятельности Казанского купца и поморца Богданова в поморское согласие были приближены купцы Жестянины из Вольска. Активную роль в жизни Саратовских поморцев играл Ефимов Иван – глава города Вольска с 1825 – 1829 гг., из поморского согласия. Покровитель вольских и самодуровских христиан; в конце XIX века Варнаков Карп Ефремович, значившийся на 1885 год как Вольский мещанин, участник Саратовского Собора 1885 года, попечитель с 1872 года Киприяновой моленной. На Самарском Соборе 21 сентября 1898 года  делегат от Саратовской общины подписался за наставника. После манифеста о веротерпимости, община не торопилась регистрироваться. Было время, когда в общине назревал раскол. До 1913 года в общине было два наставника: Е.Т. Симашев (умер до 1913 года) и И.С. Будников. В 1913 году в должность настоятеля вступает К.Р. Коробков, которого благословил И. Будников. С начала XX века из четырех попечителей осталось два: И.П. Чумаков, И.Ф. Юдин. «Щит веры», в 1913 году, пишет об изменениях в Вольской Поморской общине:
«Так как, бывший прежде уставщик, К.Р. Коробков избран настоятелем, то Общество единогласно просило быть уставщиком головщика Д.Е. Симашева, а помощником ему А.А. Прохорова».
В 1929 году безпоповцы лишились Покрово-Никольской поморской старообрядческой церкви на Красной улице дом №35 в Вольске. Областной Краевой Исполнительный Комитет в сообщении Президиуму Крайисполкова от 9 декабря заявляет, что:
«Ощущая острый недостаток /особенно в деревне/ в зданиях под социально-культурные цели и имея в наличии повышенные требования со стороны бедняцко-середняцких масс к культурно-просветительному обслуживанию их… Президиум Окрисполкома представляя ходатайства о закрытии ряда церквей в селениях… Вольского; Б.Карабулакского; Лопатинского; Балаковского районах».
Последнее время  в Вольской общине наставником был брат Афанасия Васильевича Портнова, Иван Васильевич. До его смерти он вел службы, принял благословение у Акимова Михаила Родионовича, наставника общины село Белогорное Вольского района. Некоторое время, Иван Васильевич обучался у Михаила Родионовича чину и последовательности служб. Знающим человеком в общине долгое время бы Потап Лаврентьевич. Сегодня в общине около 6 женщин, мужчин нет. Собираются по домам, на большие праздники приходят больше христиан. Во главе общины стоит Мария Ивановна. 
Учитель истории МБОУСОШ №17 г. Кузнецка Степанов Д.В.  Фото предоставлено протоиереем РПЦ Михаилом Воробьевым. Использованная литература:
  • 1. Дело Священного Синода, 1827 г., № 1171, л. 41 – 42;
  • 2. Быстров: Поморское согласие в Саратовском крае, стр. 17.

опулярное

опросы наставнику

Задать вопрос

тправить письмо

Напишите нам и мы ответим вам на любые ваши вопросы

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения

спешно отправлено

Мы ответим вам в ближайшее время

адать вопрос

За время работы этого раздела мы получили немало вопросов наставнику, где каждый из ответов является не простой «отпиской», а детальным индивидуальным рассмотрением жизненной ситуации человека.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения