Староверы
Поморцы

Пожертвовать

Таковых бо есть Царствие Божие»

«И приношаху к нему дети, да коснется их. Ученицы же прещаху приносящим. Видев же Исус, негодова, и рече им, оставите детей приходити ко мне, и не браните им, тацех бо есть Царствие Божие» (Мр., зач.44)

Характер человека, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями, степень его религиозности — во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям, он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Безмерно заблуждаются те родители, которые считают, что не следует заниматься религиозным просвещением детей. Они теряют очень благоприятные возможности, которые могут никогда больше не повториться. Непомраченное многими грехами сердце и не возмущенный сомнением и неверием ум ребенка позволяют влить в его чистый сосуд вечные словеса Господни. Нерадение о детях есть величайший из грехов, и в нем крайняя степень нечестия. Сколько потом бывает сожалений у родителей, которые не вложили в души своих чад страх Божий! И эти сожаления не заканчиваются границами земной жизни…

Из Евангельского повествования (Мф., зач.74) известно, что идя в Капернаум, апостолы дорогою решали вопрос: кто из них больше будет в Царствии Небесном? Они очень хорошо знали, что наибольшим в Царствии Небесном будет тот, кто будет ближайшим Исусу Христу; поэтому они рассуждали далее о том, кто из них стоит ближе к Нему. Тогда Исус призвал отрока, поставил его подле Себя и сказал: «Аминь глаголю вам, аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидите в Царство небесное. Иже бо ся смирит яко отроча се, той есть болии в Царствии Небеснем. И иже аще приимет отроча таково во имя мое — мене приемлет». Преподобный отец наш Исидор Пилусийский так толкует это Евангельское повествование: «Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И это дает видеть в самом образе выражения; не сказал: если не будете детьми, но говорит: «яко дети», присовокуплением «яко» означая подражание детям. Что видим у детей? Веру полную, не рассуждающую, послушание безпрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, желание учиться и совершенствоваться».

Христос, придя в мир, принял добровольно июдейский обряд обрезания на восьмой день по Рожестве. Этот обряд затем в Церкви Христовой был заменен таинством крещения. Во святом крещении в душу младенца вселяется благодать, которая сродни посеянному зерну, способному расти и развиваться, приносить добрые плоды, хранить и созидать душу. И как любое растение требует ухода, поливки, обработки, так и посеянная благодать в душе человека требует заботы добрых дел любви и исполнения заповедей Божиих. Без этих дел душа высохнет, умрёт или будет как дерево, покрытое богатой листвой, но пустоцветное, в подобие безплодной смоковницы. В крещении благодать даётся младенцу как сила, которая будет содействовать в нем возрастанию духа. Как толкует преподобный Макарий Великий — крещение зажигает в душе свет и всевает то семя Христово, которое младенец, достигнув сознательного возраста, будет взращивать, ощущая в себе действие благодати, ведущей его к добру и спасению.

Необходимость крещения детей сразу после рождения, а не по достижении совершеннолетия (как делают протестанты), Святая Церковь объясняет желанием иметь надежду на спасение души ребенка в случае внезапной смерти его до достижения совершенного возраста. Протестанты говорят, что поскольку младенцы юридически недееспособны и неразумны, они не могут исповедовать Евангельское учение и, поэтому не могут быть членами Церкви. Однако, знать, что такое воздух — это одно, а дышать им — совсем другое. Младенец не знает свойств и происхождения материнского молока — но без него не может жить. Да, ребенок пока не знает, что такое Церковь и на каких принципах она строится. Но ведь Церковь это не простое собрание единомышленников, это жизнь в Боге. В Евангелии от Матфея, зач. 78 есть прямое повеление Христа: «Не возбраняйте им (детям) приити ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное». А единственная дверь ко Христу — святое крещение — «если кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин., зач.8).

Бог освящает детей даже до их рождения, примером чему — Иоанн Креститель (Лк., зач.2). Можно вспомнить пророка Иеремию: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер., гл. 1) и апостола Павла: «Егда же благоволи Бог, избравыи мя от чрева матере моея, и призвав благодатию Своею» (Ап. к галатом, зач. 200). Как видим, благодать может касаться детей даже помимо их рассудка. Почему же нужно отказывать детям в благодати крещения? Господь сказал: «Шедше научите все языки, крестяще их» (Мф., зач.116). И здесь нет исключения по признакам национальности, пола или возраста. Обычно, святое Писание делает оговорку, если не включает в число указываемых им лиц женщин и детей (Мф., зач.58). Никаких оговорок относительно крещения детей нет.

Церковь первых времен христианства уже знала крещение детей. В новозаветных текстах мы видим описание таких событий, которые предполагают крещение детей вместе со взрослыми. Крестились Лиди́я и домашние ее (От деяний свв. апп., зач. 37); темничный сторож «крестися сам и свои ему вси абие» (От деяний свв. апп., зач. 38); Павел «крестил Стефани́нов дом» (Ап., к Коринфом, зач. 124). Апостолы крестили целую общину самарян (От деяний свв. апп., зач. 18) — и вполне возможно там были и несовершеннолетние дети. Апостол Петр говорит обратившимся к вере: «Вам бо есть обетование и чадом вашим» (От деяний свв. апп., зач. 6).

О крещении християнских детей говорит святой Ириней Лионский (130-202 гг): «Христос пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев». В 252 году Карфагенский собор определил: «Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, о всем милосердного, благого и снисходительного <…> особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам».

По слову апостола Петра, нас спасает крещение, но не просто «плотской скверны отложение, а совести благи вопрошение у Бога». (Ап., Петрово послание, зач. 60). При крещении младенцев обещания християнского жития за них приносят взрослые верующие восприемники, или крестные родители, которые обещают Богу, что путь жизни крестника будет християнским, что он будет воином Христовым, будет идти трудным путем в вечное и истинное отечество — Царствие Божие. Крестные родители должны оберегать крестников от грехов и падений, не давать страстям и похотям пребывать в их душах, утверждать в них мысль, что предстоящая жизнь християнина — суровый крестный подвиг жертвенной любви, смирения и помощи ближним.

Родители постоянно заботятся о пропитании, здоровье и образовании своего ребенка, но нередко забывают, что им поручена еще одна очень ответственная работа: «воспитывать детей в наказании и учении Господни» (Ап., к Ефесеом, зач.232). Но как мы справляемся со своей работой по воспитанию? Не к нам ли относятся слова «блюдете, да не презрите единаго от малых сих» (Мф., зач.75)? Большинство детей в нашем обществе принимают чуждые нам духовные ценности и вредные привычки, а весь процесс их воспитания — это сплошная борьба «отцов и детей» со взаимными потерями и мучениями. И лишь в немногих семьях царит мир и согласие, немного семей стали настоящей религиозно-воспитательной средой. Именно в таких семьях дети идут «по стопам родителей» и в духовном, и профессиональном, и в любом другом смысле.

«Мы не для того родились, чтобы только есть и пить, и облекаться в одежды, — говорит св. Иоанн Златоуст, — но чтобы приять божественное любомудрие, избегать зла, подвигаться в добродетели…, подобными Богу мы соделываемся не тогда, когда едим, пьем и облекаемся в одежды (потому что Бог не ест, не пьет, не облекается в одежды), но когда блюдем правду, показываем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего, украшаемся добродетелью». Ребенок безотчетно чувствует Бога всем сердцем, а не умом, как взрослые. Эти добрые задатки родителям нужно развивать. Задача истинного воспитания — воспитать в ребенке чувство истины, нравственного добра и красоты. Подготовить ребенка и к жизни временной, и к жизни небесной, вечной.

Вспомним, как ревностно древние християне стремились к достижению Царства Небесного, прилагали все усилия, чтобы и детей своих сделать достойными наследниками сего Царства. И образование и воспитание, которое древние християне старались дать детям — все было направлено к этой святой и высокой цели. Детям внушали учение об истинах Христовой веры и правилах богоугодной жизни: о Боге и любви к нему, о вечной жизни, почтении к родителям, прощении обид, смирении, терпении, скромности, сострадательности, покорности и целомудрии. Поэтому даже самые юные християне с ранних лет были тверды в вере. Подростки, отроки, и даже младенцы без страха исповедовали имя Господа перед мучителями, претерпевали страшные мучения и отдавали свою жизнь за Христа.

В сонме святых угодников Божиих, которыми прославилась земля, духовный подвиг детей особенно удивителен. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, пострадавшим за Христа. Вспомним несколько примеров из жития святых о детях-мучениках, какой пламенной любовью ко Господу горело их маленькое сердце. Согласно церковному преданию, пострадали за Христа три отрока в пещи Вавилонской; семь отроков Ефесских; три сына святой мученицы Вассы; отроковицы Вера, Надежда и Любовь, 12, 10 и 9 лет; мученица Акилина, в 12 лет, претерпевшая страшные мучения и смерть; 9-ти летняя мученица Василиса, вразумившая правителя Александра; святой мученик Кирик, в 3-х летнем возрасте исповедовавший себя христианином и отказавшийся принести жертвы идолам; святой отрок Варул, который также не убоялся объявить себя христианином перед мучителями (память 18 ноября, в Прологе упоминается без имени). Множество детей было убито христоборцами в III столетии, когда мученического венца удостоились Мелентий (Мелетий) Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион египтянин, Калинник волхв, Феодор и Фавст и с ними 1218 воинов с их женами и детьми. Прославлены в лике святых и 84 воспитанника святого мученика Вавилы, принявшие вместе с ним смерть за веру истинную во время правления императора Максимиана. Ни ласковые уговоры, ни обещание даров не сломили христианское убеждение детей.

Святых, скончавшихся в детском возрасте, великое множество. Примеры духовной силы детских сердец и стойкой приверженности заповедям Божиим настолько поучительны, что заслуживают, чтобы о них знали и помнили. Жизнь и молитвы маленьких и юных святых всегда могут помочь в воспитании современной молодежи и послужить хорошим примером нравственности и стойкости в православной вере.

Что является общей чертой для этих святых детей? Такие дети росли в благочестивой семье, в которой ребенок с первых дней приобщается к молитве. Если ребенок был сирота или родители его были далеки от веры, тогда кормилицы, наставницы (наставники), которых посылал им Господь, научали ребенка истинной вере, сеяли в юной душе семя пламенной любви к Богу. Вот почему огромное значение для ребенка имеет его окружение, то с кем он общается, от кого он учится познанию мира.

В прежние времена изучение истин веры и правил християнской жизни сопровождалось практическими примерами из жизни родителей, вся жизнь которых была непрестанная молитва. В непрестанной молитве пребывали и дети, которые учили молитвы наизусть, пели псалмы, вставали на молитву и ночью. Так, упражняясь в делах благочестия, в детях развивался навык к християнским добродетелям. Дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Дети християн с малых лет приучались к Церковной службе. Поэтому, духовное развитие ребенка напрямую зависит от духовного здоровья и нравственной крепости семьи. Там, где семья отходит от веры в Бога, от християнских ценностей и устоев — нет здорового молодого християнского поколения.

Древлеправославие всегда имело крепкие семейные устои, поддерживаемые и укрепляемые всей сутью жизни християнина. Традиционным семейным воспитанием у староверов был совместный труд и молитва, пример родителей и старших братьев и сестер. В семье, где иногда насчитывалось по 18-20 человек, все строилось по принципу старшинства, и в таких многодетных семьях родителям было намного проще воспитывать детей. В большой семье трудились все, от мала до велика, и не потому, что кто-то заставлял, а потому, что от рождения каждый день видели пример в жизни. С ранних лет ребенок включался в трудовую деятельность. Подражание старшим считалось нормой, девочки были возле матери, старших сестер или невесток, а мальчики с отцом и братьями в неустанных заботах о семье приобретали знания и умения, так необходимые в будущей самостоятельной жизни. Дети принимали участие во всех работах: мальчики с пяти-шести лет выезжали на пашню, боронили, возили снопы, а уже в восемь лет им доверяли пасти скот и выезжать в ночное. Девочек с этого же возраста обучали ткачеству и рукоделию и, конечно же, умению вести дом. Любое дело начиналось и заканчивалось молитвой, на работу младшие члены семьи просили благословение у старших. При этом, трудолюбие не навязывалось — его как бы впитывали. Зачастую спрашивают: «Почему староверы — такие успешные предприниматели?» Ответ прост: неустанный физический труд, молитва Богу и воздержанность от всяких излишеств.

Отношение детей к родителям имело нравственную основу и регулировались Заповедями Божиими. Дети согласно пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою…» почитали своих родителей как кормильцев и авторитетных учителей. Это почитание заключалось в безусловном послушании, безропотном подчинении. Власть родителей — от Бога, поэтому нарушение воли родителей — большой грех. Целью воспитания в християнской семье являлось формирование религиозности, нравственности, сохранение традиций предков.

Воспитание детей — нелегкое дело. Надо уметь к ребенку подойти, не кричать, не запугивать. Ведь это только озлобляет его, и ребенок вовсе отбивается от семьи. Злоупотребление лаской, потакание детям в разных шалостях — такое воспитание тоже не даст хороших плодов, и ребенок вырастет своевольником. Святитель Иоанн Златоуст уподобляет детский и юношеский возраст коню без узды. Чем иного коня сдержишь, если не уздою? «Необъезженный конь бывает упрям, — говорится в Библии, в книге Премудрости Исуса сына Сирахова — а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Не давай ему воли в юности, и не потворствуй неразумию его». Молитва, любовь, обучение християнским истинам и разумная строгость, — вот условия правильного воспитания.

Как известно, на протяжении веков главными очагами русского просвещения оставались монастыри. В монастырях шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, ремесла. После трагических событий раскола Церкви в XVII веке, необходимость защиты своей веры, осознания своих религиозных убеждений стали причиной развития среди християн грамотности и образования. Выговское общежительство, один из крупнейших в России староверческих центров, было создано в 1694 году поморскими християнами, хранителями дораскольных традиций русской церкви. В Выговской обители было развито крупное многоотраслевое хозяйство: животноводство, кузнечный промысел, обработка кож, выгонка смолы и дегтя, изготовление пряжи, добывались медная и серебряная руда. В пустыни сохранялись древнерусские традиции книгописания, иконописи и знаменного пения, были созданы школы для обучения грамоте и пению, собрана библиотека, включавшая в себя древнерусское книжное наследие. Как пишет историк и публицист К.Я. Кожурин в книге «Культура русского старообрядчества XVII-XX вв.», система образования в Выговском общежительстве включала в себя две ступени и предусматривала общее и профессиональное образование. На первой ступени учащиеся обучались чтению по Псалтырю и Часовнику, а также письму и древнерусскому церковному пению по знаменам (крюкам). Второй ступенью системы образования было профессиональное обучение. Проявившие свои таланты и способности могли получить специальное образование, определявшееся нуждами общежительства, — прежде всего требовались писцы, писатели и иконописцы. Училище Выговского монастыря, как теперь достоверно известно, по своему образовательному значению стояло выше тогдашних школ при новообрядческих архиерейских домах. То же самое можно сказать и о других староверческих школах.

В первой четверти XIX века в скитах, в староверческих селах и деревнях выходцами с Выга и Лексы были организованы школы, которые просуществовали вплоть до начала XX века. В гонение Николая I практически все неофициальные староверческие школы были разрушены. Например, в Риге единственная русская староверческая школа, которую основали при Гребенщиковской общине, была закрыта в 1832 году. К 1850-м годам усилиями митрополита Филарета Дроздова, были закрыты все организованные староверческие учебные заведения. В его сочинении «Собрание мнений и отзывов» есть такая потрясающая фраза: «Нельзя позволять детям раскольников развивать умственные способности, иначе из этого будут происходить новые вожди раскола».

В 1832-м году староверам запретили занимать должность учителей школы, хоть староверческой, хоть министерской. В 1839 году староверам вообще запретили сдавать экзамены на право учителя, а в 1850-м году разрешили поступать в средние и высшие учебные заведения только лишь при условии принятия господствующего вероисповедания. То есть с 1850-го года древлеправославным християнам полностью запретили официально получать любое светское образование. Да и большинство староверов боялось пускать своих детей для образования в общие новообрядческие школы. Оставалось домашнее обучение, ограничивавшееся чтением, письмом, арифметикой.

После 1905 года было дозволено более свободно организовывать учебные заведения, вышел ряд важных законов, которые давали староверам свободу в получении образования и в организации учебного процесса. Наряду с открытием учебных заведений староверам разрешили беспрепятственно преподавать в государственных школах староверческий Закон Божий. Первый Всероссийский собор поморцев в Москве в 1909 году смело высказал свой взгляд на просвещение, которое не только «возвышает и облагораживает человека, но и готовит его на борьбу с врагом веры Христовой, боримой антихристом». Этот собор избрал Училищную комиссию и наметил в общих чертах план просветительской деятельности староверов-поморцев.

3-5 июля 1911 года в городе Двинске (ныне это Даугавпилс, Латвия) проходил Первый (и единственный) Всероссийский съезд по народному образованию християн-поморцев. Проведение Съезда по народному образованию в Двинске было не случайным. В 1906-1911 гг. лишь в Курляндии было открыто 17 староверческих начальных школ: в Якобштадте, Иллуксте, Гриве, Суббате, Володино, Саманях, Боровке, Нидеркунах и других местах. Тогда подобные школы действовали в Двинске, Москве, Петербурге, Саратове. Съезд признал допустимым и желательным открытие начальных староверческих школ с общеобразовательными предметами, поскольку лишь семейное образование в тех условиях уже не могло удовлетворять потребностей жизни. Среднее и высшее образование в староверии признавалось также необходимым. При этом в пример ставились Иоанн Златоуст и другие святые отцы Церкви, изучившие «высшие науки и сохранившие благочестие и святость».

Также Первый Всероссийский съезд по народному образованию впервые соборно наметил такие практические мероприятия в сфере староверческого просвещения как открытие при поморских общинах начальных школ, курсы для учителей, вечерние занятия, лекции, создание при общинах библиотек и читален, открытие музеев с «християнскими редкостями», издание книг и брошюр для народа и прочее. Однако, снежная лавина исторических событий погребла под собой все планы по просвещению: Первая мировая война, военное время, мобилизации, эвакуации, разруха экономики, семьдесят лет атеистического тоталитаризма… И тем не менее, староверие выстояло.

Образование всегда и во все времена было нелегким трудом. Особенно трудно учиться, когда этому не способствуют внешние обстоятельства, когда ты идешь наперекор чему-то. Древлеправославных детей, обучающихся в современной школе, и открыто исповедующих себя християнами, часто уподобляют бескровным мученикам. Верующий подросток, несмотря ни на что живет и поступает по-християнски, не идет на поводу у компаний одноклассников, не стесняется выражать своего отношения к греховным явлениям, а с другой стороны учится не озлобляться, а молиться за своих товарищей и недоброжелателей. Такие дети сознательно живут по-християнски в среде, которая ныне так агрессивна к практической вере, как никогда. Откуда эта агрессия? Были времена, когда верующие дети страдали от того, что их силой принимали в пионеры, комсомольцы, многие шли против своей совести, потому что были поставлены в такие условия. Учителя давили на родителей, детям запрещалось носить в школе нательные кресты, были издевательства. Но тем не менее не было такого страшного состояния агрессии, которое сейчас испытывают дети в школах не со стороны антирелигиозного давления, а со стороны давления греха, искаженных отношений между людьми…

После школы молодые ребята стоят перед выбором жизненного пути: «Куда мне пойти учиться?». Когда я слышу этот вопрос, невольно вспоминаю слова покойного Розанова Олега Ивановича. Незадолго до окончания его земного пути мне посчастливилось взять у него интервью, в котором он делился переживаниями за будущее Поморской Церкви: «Дети староверов желают быть артистами, модельерами, людьми искусства, спортсменами. А вот чтобы дети пришли в Церковь служить или были просто прихожанами, вот об этом родители не заботятся». Безусловно, посвятить своего ребенка служению Церкви — великое и благое дело. Нужно только твердо верить, что нигде, никогда, ни в чем не оставляет Бог надеющихся на Него всей душой и служащих Ему всем сердцем из любви к Нему…

Современность ставит перед християнами новые задачи и вопросы, решить которые зачастую непросто. Поэтому достойный профессиональный уровень, компетентность, высокие моральные качества, критичное и сознательное восприятие внешней среды, должная независимость от общественного мнения, и конечно, любовь к Богу — вот те качества, обладая которыми, християнин может соответствовать той важнейшей богоугодной задаче, которая перед ним поставлена.

Отдельного внимания заслуживает вопрос семьи. К сожалению, современные условия существования християнской семьи оставляют желать лучшего. Большинство наших християн живут в многоквартирных домах, в семье отсутствует совместная трудовая деятельность, родители заняты постоянным зарабатыванием денег, у них нет времени на детей. Между тем, соблазнов для молодежи в наше время безчисленное множество. Алкоголь, ночные клубы, наркотики, курение табака и кальяна, слушание мирских песен, покрытие своего тела татуировками, безпорядочные половые связи, игромания, чатомания, прочие мании, гедонизм (когда основной целью земного существования является получение удовольствия), половая распущенность, всевозможные развлечения и «радости» современной жизни — сегодня грех возведен в роль культа и является предметом хвастовства и успешности человека, поводом для уважения окружающих.

В прошлое уходят дворовые игры — прежние футбольные и волейбольные команды, теперь дети не играют друг с другом: они играют с компьютером, смартфоном и прочими «гаджетами». При этом мало кто из родителей задумывается, что под влиянием компьютерных игр ребенок становится агрессивным, и эта агрессия начинает доминировать над здравым смыслом и даже иногда над инстинктом самосохранения. Немало случаев подростковых самоубийств под воздействием Интернета. Ребенок как будто не принадлежит себе: злоба, ненависть, желание все крушить вокруг — вот результат воздействия игромании, погружения в виртуальный мир. Рано или поздно это переходит в реальную действительность и заканчивается противоправными, противоестественными действиями подростка, попавшего в сети виртуальной игры. Однако доигрался не только он. С игроманом явно играют темные силы.

Но самые опасные и болезненные страсти нашего времени — гедонизм и половая распущенность начиная с подростков. Средства массовой информации, современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех — это норма, а черное — это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда. Все перевернулось: грех, извращения — это не то, чего надо стыдиться и от чего надо избавляться, а то, без чего якобы невозможно прожить. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диявол. Святое Писание называет половые отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не льстите себе, ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии (то есть занимающиеся рукоблудием), ни мужеложники… Царства Божия не наследят» (Ап., к Коринфом, зач. 134). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить!

Жизнь «не по духу», а «по телу» в конечном итоге оборачивается внутренней опустошенностью. Мы живем в такое время, когда все нравственные запреты сняты, и потоки грязи льются со всех сторон в душу человека: раскроет человек журнал, включит телевизор, интернет и перед ним встанут картины и речи самого бесстыдного разврата. Зачастую у него не хватает порядочности разорвать такой журнал или отойти от телевизора, и он впитывает «сладкую» грязь, при этом заявляя, что ничего плохого не чувствует. Это ложь и самообман. Но самое страшное, что в этом потоке развращаются детские души.

Сравнительно недавно разрушали православные храмы и делали из них свинарники и туалеты, теперь разрушают храм человеческой души, превращая ее в публичный дом. Теперь это называют прогрессом и культурой, а желающих покончить с этим преступлением — средневековыми фанатиками. В современном обществе работает мощная индустрия удовольствий и развлечений, которая создала целый культ чувственных наслаждений, культ вседозволенности, культ греха. Любая болезненная страсть или зависимость опасны для человека. Так как «им же бо кто побежден бывает, сему и работен есть» (Ап., Петрово послание, зач.67). Что касается гедонизма, то некоторое время назад он выглядел как безудержная, наступательная философия, но за последние годы сильно эволюционировал. Посмотрите, всё больше стали развиваться технологии с целью приведения человека в надлежащую физическую форму, средства для релаксации, появляется уйма всяких снадобий по уходу за собой. Силы, время, средства — всё жертвуется в угоду телу, телесной красоте, превосходству и наслаждению. Эра гедонизма продолжается, но уже в измененной форме.

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту. Господь Бог дает силы сопротивляться греху, поэтому родителям начатое християнское воспитание необходимо продолжать и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. «Даруя нам детей, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — Господь вверяет их нашему попечению и предоставляет нам власть над ними. Чем оправдываемся мы пред Господом? Не тем ли, что дети нас не слушают? Но родители обязаны предотвращать такую гибель детей».

Родители обязаны позаботиться о том, что научить ребенка иметь страх Божий в своей душе, посещать храм, творить молитвенное правило дома, ощущать присутствие Господа всегда, быть внимательным к самому себе и своим поступкам, уделять время на чтение душеполезных книг, особенно Евангелия и Житий святых, трудиться, учиться любви Божией. Кроме того, в семье обязательно должна быть совместная трудовая деятельность, совместная домашняя молитва в воскресные и праздничные дни, если нет возможности посетить храм, необходимо проводить с детьми беседы о смысле жизни, обсуждать хорошие и плохие примеры поступков. Всё это должно привить ребенку навыки християнской морали, любви к Богослужению, молитве, чтению святоотеческих книг. Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога — с самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, очень хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Родители должны научить детей избегать общества безнравственных людей, должны знать, каков круг внешнего общения ребенка — какие приятели общаются с ним, каковы их нравственные и жизненные устремления. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Псалом 17).

Кроме того, важную роль играет единый подход обоих родителей к наказаниям и поощрениям, когда в семье выработана единая позиция родителей в воспитании ребенка. Если папа — разрешает, а мама — запрещает (или наоборот), то ребенок, в результате таких разногласий, каждый раз ожидает непредсказуемого шага со стороны обоих родителей. Родители же, создав християнскую семью, которую святитель Иоанн Златоуст называет «малой Церковью» и будучи «двое одна плоть» (Евангелие от Марка, зач.43), к сожалению, не стремятся к единомыслию в вопросах воспитания ребенка. А так как ребенок, в силу своей детской потребности, хочет быть любимым обоими родителями, это приводит к тому, что ему приходится постоянно подстраиваться и изворачиваться, чтобы добиться доброго расположения как мамы, так и папы. Ни о каком християнском воспитании ребенка тут нет и речи. Подобной проблемы можно избежать только после решения всех разногласий между обоими родителями в духе християнского смирения, кротости и любви.

Вот почему воспитание детей надо всегда начинать с родителей. Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют, если они двуличны и непостоянны? Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом фальшивить и лицемерить в вопросах практической веры, образа жизни, действовать на основе мирского понимания, то слова будут пусты. А почувствовав пустоту родительских слов, ребенок наверняка отвернется от Бога, не будет посещать храм.

Посещение храма – необходимый элемент християнского воспитания. С какого возраста следует приобщать детей к службе? Это зависит от развития ребенка, его желания. Не стоит тащить в храм двух-трехлетних детей, только отвлекающих взрослых от молитвы. Нормальный возраст приобщения – 6-7 лет. На первых порах можно приходить не к началу службы, постепенно увеличивая продолжительность. Терпимо надо относиться, если ребёнок ёрзает на месте, лишний раз присядет. А вот каких-либо разговоров и шептаний допускать не стоит. Все беседы – после службы. Когда на службе несколько детей, они нередко начинают шалить. Лучше расставлять их на расстоянии друг от друга, или рядом со старшими, более сознательными детьми. В умеренной степени с малолетними некоторые применяют практику лакомств и иных поощрений за посещение службы.

Осознание греха как действия, за которое надо отвечать перед Богом, и которое скрыть невозможно, надо прививать с пелёнок. Обязательным должно быть ежегодное исповедание с того же 6-7 летнего возраста. Ребенок привыкает к опеке духовного наставника, знает, что есть человек, к которому он может обратиться со своими вопросами и проблемами, о которых не всегда расскажешь родителям.

Большая ответственность ложится на наставников и других церковнослужителей. Если дети видят внутреннею мирщету служа́щих, слышат грубость, перебранки певчих, очевидно, ходить в храм они не захотят.

Иоанн Златоуст пишет о воспитании детей: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботами о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господнем. Не заботьтесь о том, чтобы сделать сына самым известным и великим по внешней учености и чтобы это принесло ему славу, но старайтесь о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, — от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному, — этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний».

Другой, не менее важный и очень актуальный в настоящее время вопрос для верующих родителей: как вырастить ребенка прилежным християнином в смешанном браке? Смешанным на церковном языке называется такой брак, который заключили между собой супруги разной веры. Церковные же правила требуют от супругов единства в вере. От брака прежде всего требуется, чтобы он на самом деле являлся духовным союзом, во образ Христа и Церкви. А теперь спросим себя: может ли существовать это таинственное единство между мужем и женою в браке, если муж и жена ходят в разные церкви? Как можно воспитать детей в вере и благочестии, если родители понимают эту веру по разному и не могут быть единодушными ни на словах, ни в образе своей християнской жизни? Ведь воспитание ребенка должно состоять не в приобщении его к какому-то общему, аморфному, теплохладному христианству («вера одна, Бог один», «отличие лишь в обрядах», «таинства равноспасительны»), а в определении его членом истинного вероисповедания, истинного древлеправославия.

Возможно, что в первые месяцы и годы брака вероисповедальные расхождения супругов будут мало ощущаться. Но чем дальше будет идти время, чем более будут определяться характеры и убеждения супругов, тем труднее им будет осуществлять свое внутреннее единство. Их религиозная жизнь, не занимавшая много места в молодости, с годами обычно усиливается и тогда религиозное разномыслие мужа и жены будет ощущаться более болезненно. Внутренняя духовная жизнь будет все более и более обособляться, пока каждый из них не почувствует, что дороги их разошлись в самом главном. А что говорить о детях в смешанных семьях? Разногласия и тяжелые конфликты между супругами в смешанных семьях угрожают не только существованию семьи, но и духовному здоровью детей. Воспитывать детей сразу в двух верах не представляется возможным, а потому всякое решение этого вопроса болезненно отражается на взаимоотношениях, как супругов, так и родителей и детей.

Велика ответственность християнских родителей за души их детей, а потому весьма важно с самого раннего возраста создать для ребенка здоровую православную атмосферу, без всяких раздвоений и компромиссов. Но можно ли этого достичь в семье, страдающей двоеверием? И будет ли это тот полноценный християнский брак, к которому призывает нас Древлеправославная Церковь? Новое поколение членов християн может вырасти только в здоровых православных семьях, идущих прямыми путями, под духовным руководством Святой Церкви. Только тогда это новое поколение станет верным наследником дораскольной, дореформенной Руси.

Как вырастить ребенка християнином в смешанном браке? Это вопрос волнует многих, которые, так уж случилось, состоят в них. Такие случаи были и в Древней Церкви, и в СССР, да и ныне, когда половина поморцев, если не больше, состоит в таких браках. В данном случае родители обычно мало и формально верующие. Первое — необходимо обеспечить крещение младенца в Древлеправославную Поморскую Веру. Этого некоторые недопонимают, но для взрослеющего человека изначальное крещение имеет обычно решающее значение в выборе исповедания. Воспоминания детства часто помогают найти потом дорогу к храму.

Огромное значение имеет пример староверческих бабушек и дедушек. Настоящих, сильных духом бабушек и дедушек, которые сохранили веру, культуру, традиции Древлеправославия и передали всё это своим потомкам. Именно благодаря тому, что на протяжении веков Древлеправославные християне опирались на свою веру, устои и традиционный быт, они смогли не только выжить в нечеловеческих условиях (как климатических, так и политических), но и построить крепкие семьи и общины. Вот этой силы, крепости духа нам всем сейчас очень не хватает. Не хватает и понимания того, что нахождение в Церкви только потому, что это вера родителей или вера окружения — само по себе не спасает. Это очень важный вопрос в современных условиях существования нашей Церкви. Даже если родители, бабушки, дедушки являются членами Истинной Церкви, и по крещению и обычаям человек принадлежит ей, необходимо родиться в этой Церкви еще раз — духовно. Родиться осмысленно, осознанно, деятельно. Без легкомыслия и равнодушия в вопросах истины, богословия, собственного спасения.

Духовный мир растущего и развивающегося ребенка — тот фундамент, на котором и будет строиться вся его последующая жизнь. Святитель Иоанн Златоуст говорит, о воспитании детей в вере, добродетели и благочестии: «Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии — священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовным детоубийстве. Это обязанность общая, как отцов, так и матерей… Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами — до этого родителям мало нужды. Преступное ослепление! От него все беспорядки, от которых стонет общество… Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания…».

В воспитании детей необходимы объединенные усилия и полное единомыслие с Церковью. Слава Богу, во многих общинах Древлеправославной Поморской Церкви в последнее время активизировалась работа с молодежью. Проводятся детские встречи, встречи молодежи, християнские лагеря, организуются воскресные школы. Появилось много мероприятий духовного, просветительского характера, создан так называемый молодежный актив, проводятся собрания и слеты молодежи. Такое общение со своими одноверцами безусловно оказывает благотворное влияние на духовное образование молодого поколения. Огромное значение в деле обучения молодежи церковной грамоте и ведению на должном уровне церковных служб имеют Рижское Гребенщиковское училище, курсы на базе Невской Старообрядческой Поморской общины г. Санкт-Петербурга, воскресные школы при общинах.

Вот уже 17 лет в д. Подмолодье Невельского района Псковской области действует християнский международный молодёжный лагерь староверов-поморцев. Основой лагеря является християнское общежительство. Четыре раза в день силами насельников проводятся службы: вечерня, павечерница, полунощница, часы. Молитва чередуется с хозяйственными работами и отдыхом. Для желающих проводятся занятия по церковно-славянскому чтению, пению, уставу, а также лекции по истории Церкви и староверия. Дружный коллектив на время работы летнего лагеря превращается в большую христианскую семью, участники сплачиваются настолько, что возрастные различия практически не ощущаются.

Християне Древлеправославной Поморской Церкви в странах Балтии также проводят активную работу с молодежью. Молодёжь со всей Литвы вот уже который год собирается в Вильнюсе, чтобы отправиться в Муро-Стревининки, где в живописной местности расположился молодёжный лагерь «Лествица». Основной целью лагеря является сплочение староверческой молодёжи, её воспитание в древлеправославных традициях, включение её в религиозную жизнь общины, укрепление в Христовой вере и любви к Богу. Пребывание в молодёжном общежительстве всегда обогащает участников душевно и дружеские связи с новыми знакомыми не прерываются и вне лагеря.

В Латвии ежегодно проводится слет старообрядческой молодежи (молодежный лагерь). Участники — дети Воскресной школы Рижской Гребенщиковской общины в возрасте от 7 до 15 лет. Однако, каждый год к участникам слета присоединяются дети из других общин, в том числе и из России. В Эстонии, в Причудской деревне Колькья, на берегу озера Пейпусс, известного так же как Чудское, проходят Международные летние детские староверческие дни. В лагере дети изучают церковно-славянский алфавит, основы богослужения, поют духовные стихи, плетут лестовки и катают свещи. Колецкий клуб, ставший родным для староверческого лагеря, радостно встречает детей, преподавателей, воспитателей, приглашая всех участников получить радость от очередных встреч, приобрести новые знания и закрепить ранее полученные.

Дети — наше будущее, будущее Древлеправославной Поморской Церкви. Задача как всей Церкви, так и отдельно взятой общины — вести людей к вере, быть духовным маяком, островком святости для взрослых и детей. В настоящее время Церковь особенно остро нуждается в поддержке молодёжи, и молодёжь от соблазнов мира может спастись только в Церкви.

Счастлив ребенок, если он растет в благочестивой, християнской семье. «Наставь юношу при начале пути его. Он не уклонится от него когда и состареет» (Притчи 22, 6). Наставлять и молиться, как можно больше и чаще молиться за нашу молодёжь — задача каждого члена Древлеправославной Поморской Церкви. Родители! Молитесь о своих чадах, просите Господа Бога, чтобы наша молодёжь не впала в распутство и безверие. Пастыри! Наставляйте ваши духовные чада на путь спасения, полагая дущу свою за овцы, сердечно болезнуя о каждой заблудшей овце. Восприемники! Молитесь о спасении своих крестников, чтобы Господь направил их стопы к Церкви, без которой нет спасения, молитесь, чтобы главная их дорога была в храм Божий. И сами идите в дом Божий, исполняя призыв пророка Давыда: В дом Господень внидем, чтобы «зреть красоту Господню, посещать Церковь Святую Его» (Пс. 26). Християне! Пусть храмом вашим будет не только молитвенный дом, но и вся ваша жизнь. Приложим все усилия, чтобы воспитать детей в истинной вере и благочестии. Воспитаем их в наказании и учении Господни, в страхе Божием — и нам воздастся великая награда. И тогда со спокойной совестью мы дадим ответ пред Судьей: «Господи, се аз и дети мои».

Н. Лукьянова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опулярное

опросы наставнику

Задать вопрос

тправить письмо

Напишите нам и мы ответим вам на любые ваши вопросы

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения

спешно отправлено

Мы ответим вам в ближайшее время

адать вопрос

За время работы этого раздела мы получили немало вопросов наставнику, где каждый из ответов является не простой «отпиской», а детальным индивидуальным рассмотрением жизненной ситуации человека.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения