Староверы
Поморцы

Пожертвовать

стория книгопечатания в Поморской Церкви

Более двухсот лет издание и распространение староверческих книг в России считалось уголовным преступлением. Однако, потребность, как в богослужебной, так и в полемической литературе, необходимой для укрепления верующих и проповеди «древлего благочестия» требовала создания типографий. Все эти годы, собственно старообрядческая, печатная продукция изготавливалась либо в нелегальных типографиях, либо в типографиях находящихся за пределами России. В 1869 году русский изобретатель М.И. Алисов (ок. 1830-1898) изобрел новый, упрощенный способ книгопечатания с помощью гектографа. Изобретение гектографа сразу же было взято старообрядцами на вооружение, а гектографические типографии получили широкое распространение.

Гектограф-чемодан

Только вчитайтесь в эти строки, каким необыкновенным способом происходило тиражирование книг: сначала готовили печатную форму с применением желатина и глицерина, затем бумагу с текстом, написанным анилиновыми красками, накладывали на застывшую желатинную массу. Текст отпечатывался на желатине, и с помощью валика получалось до сотни оттисков. Книги, изданные таким способом, называли гектографическими или просто гектографами (слово «гекатон» означает «сто»). Технику работы с гектографом можно проиллюстрировать данной схемой:

1. Текст или иллюстрацию, подлежащие размножению, наносят пером на бумагу специальными гектографическими чернилами, в состав которых входят анилиновый краситель, глицерин и спирт. 2,3. Изготовленный таким образом оригинал прижимают к поверхности массы в гектографе. 4,5. Изображение с оригинала передается на желатиновый слой. Лист оригинала убирают, а желатиновый слой превращается в матрицу для копирования. 6,7,8. При последующем прижимании чистой бумаги к поверхности матрицы на бумаге получаются отпечатки текста или иллюстрации. Так увидели свет многие оригинальные произведения старообрядческой апологетики, полемики, исторические и канонические сочинения, даже певческие книги.

Пример старообрядческого гектографированного издания

В России были известны следующие Поморские гектографические типографии:

1. В жизнеописании Дионисия Васильевича Батова говорится, что в период жизни в Саратове (1875-1880 гг) он познакомился с работой на гектографе. Возможно, что это была типография кого-то из поморских деятелей. 2. Собственная типография Дионисия Васильевича (1825-1910 гг). Располагалась в г. Туле. Выпустила около 300 гектографированных изданий, среди которых были певческие, уставные и полемические книги, сочинения поморских начетчиков, большую часть которых составили его собственные сочинения по отдельным вопросам церковной жизни. Каталог изданий Д.В. Батова опубликован в «Деяниях Второго Всероссийского Собора». Оригиналы для своих изданий Д. В. Батов писал как сам, так и прибегая к помощи своей внучки, а также Ф.П. Кондратьева. 3. Типография Мельнова Александра Трофимовича (1868-1935 гг). Располагалась в г. Златоусте Уфимской губернии.  4. Типография Зыкова Ивана Ивановича (1837-1913 гг), г. Орехово-Зуево. И.И. Зыков был поморским наставником, активным участником многих собеседований о вере, автором полемических произведений, некоторые из которых издавал сам на гектографе. Из них известны: «Беседа И.И. Зыкова с игуменом Павлом Прусским… 3 октября 1876 г», «Вопросы И.И. Зыкова, данныя Московскому братству миссионерского общества … 29 сентября 1893 г», «Духовные ответы И. И. Зыкова на вопросительное письмо членам Московского Миссионерского братства. 1891 г».

Старинный печатный станок

5. Типография Безводина Прокопия Максимовича, г. Сызрань Симбирской губернии. Издательское дело П.М. Безводина было начато в 80-е годы XIX века еще в Нижнем Новгороде, затем было продолжено в Москве и своего расцвета достигло в Сызрани. Всего типографией П.М. Безводина было издано свыше двухсот брошюр (копии рукописных и напечатанных на пишущей машинке) в защиту староверия, в том числе и его собственного сочинения («Апология Церкви Христовой», «О родословии христиан поморцев» и другие). Интересно, что заботясь о сохранении и долговечности своих творений, Прокопий Максимович пишет в конце некоторых изданий следующее «Предостережение»:

типография

6. Типография при Преображенском кладбище и существовавшем при нем с 1808 года богодельном доме — была одной из крупнейших старообрядческих типографий в Москве. Типография здесь возникла в конце XIX – начале ХХ в. и первоначально, скорее всего, работала нелегально. После получения старообрядцами возможности легально заниматься книгоизданием в России в 1905 году, председатель Совета Преображенского кладбища Г.К. Горбунов на средства, завещанные кладбищу одной из состоятельных прихожанок — казанской мещанкой Е. Челышевой, — открывает типографию в 1907 году. Изначально при типографии была создана переплетная мастерская. За десятилетний период существования типографии с ее станков сошло свыше 80 изданий. Здесь с первых лет печатаются объемные издания, среди которых, например, недатированные Евангелие толковое или известные «Поморские ответы» братьев Андрея и Семена Денисовых, напечатанные с подлинного оригинала 1723 г.

Страсти Христовы. Москва, Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 7419 (1911 год).

7. Особое внимание хотелось бы уделить старообрядческой  типографии, которая действовала в г. Саратове. Вопрос о необходимости создания собственной типографии у старообрядцев-поморцев впервые прозвучал на первом Всероссийском соборе в мае 1909 году. Еще более остро он был поставлен на первом Всероссийском съезде старообрядческих учителей и учительниц, проходившем летом 1911 году.

Наряду с изданием книг, съезд признал необходимым выпуск собственного журнала и одобрил предложение саратовцев и двинцев издавать периодику. Саратовские поморцы незамедлительно приступили к исполнению решений съезда. В 1912 году на базе типографии товарищества «Энергия» начал печататься журнал «Щит веры». Первым редактором, а с 1913 году и издателем, сменив на этом посту председателя общины П.И. Соколова, который, вероятно, до этого был и владельцем типографии, стал В.З. Яксанов.

                             В.З. Яксанов

В том же году при редакции журнала был открыт книжный и писчебумажный магазин «Сотрудник школы». Как отмечалось в рекламе, «при магазине имеется старообрядческая типография и переплетная» мастерская. О какой типографии идет речь пока не ясно: либо типография товарищества «Энергия» перешла к Яксанову, либо он открыл свою собственную. Более реальной представляется первая гипотеза.

Все это объединение по производству и распространению книг стало называться «Книгоиздательство В.З. Яксанова», которое находилось по адресу: ул. Большая Горная, д. 164. Торговля велась не только в Саратове. Склад с торговой лавкой был открыт на Нижегородской ярмарке. Книгоиздательство занималось продажей как своей продукции, так и других старообрядческих типографий.

Главным каналом распространения старообрядческой литературы, подготовленной к публикации книгоиздательством Яксанова, был журнал «Щит веры». Некоторые книги, как, например, трехтолковый Апокалипсис, печатались прямо в журнале.

Ежемесячный журнал старообрядцев поморского согласия «Щит Веры» №1, январь 1912 года

В 1912 году Яксанов совместно с одним из авторитетнейших деятелей поморского старообрядчества Т.А. Худошиным подготовил и издал «Учебное пособие по Закону Божьему для детей христиан-старообрядцев» в трех частях. В том же году был напечатан «Устав церковный» с цветными гравюрами, выполненными в литографии Немирова. Издательством были выпущены «Кормчая трехтолковая» и «Библия», «Исторический словарь Павла Любопытного» и «История Выговской пустыни Ивана Филиппова», «Азбука веры» Дионисия Батова под редакцией Яксанова и многое другое. В 1915 году в типографии были изданы «Восьмидневные беседы Андрея Александровича Надеждина с миссионерами господствующей церкви в Сызрани». Во время первой мировой войны издательством выпускались книги для старообрядцев-военных. Так, в 1916 году вышли из печати: «Спутник воина-христианина» и «Походная книга для солдат и офицеров старообрядцев». В состав последней вошли: чин 12 псалмов, домашнее правило, скитское покаяние и некоторые псалмы. Издательство выпускало книги, напечатанные как кириллическим, так и гражданским шрифтом.
типография

Каталог Саратовской старообрядческой типографии

Период свободного книгоиздательства был недолгим. Большевики закрыли все старообрядческие издательства и типографии. А многие печатники оказались в тюрьмах и лагерях. Только в 1990-х годах старообрядцы получили возможность печатать богослужебную и учительную литературу. Другими словами, даже в те, прежние, такие непростые времена, действовало несколько старообрядческих поморских типографий.  Исходя из своего опыта издательства небольших духовных книжиц и брошюрок, скажу, что печатное Слово — это тоже Слово, и порой оно действует эффективнее устного. Даже будучи не понятым с первого раза, отлежавшись в пыльных столах, или «вдруг попавшись на глаза», оно помогает найти ответы на забытые вопросы, осознать ранее неосознанное или услышать неуслышанное, указывает дорогу в Церковь, заставляет задуматься о спасении своей души. Особое внимание хочется уделить изданию детской литературы

Когда-то христиане воспитывались в семьях, где соблюдался традиционный уклад, ныне утраченный. Однако, с гибелью христианского уклада семьи, созданием нового, «современного человека», разрывом поколений, общим оскудением веры, разрушилось и традиционное воспитание в семье. Вековые способы передачи церковного писания и предания от старшего поколения младшему были сломаны. Вот и не остается теперь молодому поколению иного пути узнать богатство церковного учения, кроме как через чтение подлинных вероучительных и канонических книг. 

Да, знание сейчас доступно, но оно завалено целыми горами надменной лжи, искажений, фальсификаций. Подлинное же учение Церкви люди попросту не знают… 

Дай Бог, чтобы в нашей Церкви, опираясь на свой собственный потенциал (а не на потенциал других людей, из других согласий) типографское и книгоиздательское дело стало развиваться, расширяться, помогать проповеди истинной веры, наполнять сухие сердца «живой водой» Слова Божьего…

Автор: Нина Лукьянова

опулярное

опросы наставнику

Задать вопрос

тправить письмо

Напишите нам и мы ответим вам на любые ваши вопросы

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения

спешно отправлено

Мы ответим вам в ближайшее время

адать вопрос

За время работы этого раздела мы получили немало вопросов наставнику, где каждый из ответов является не простой «отпиской», а детальным индивидуальным рассмотрением жизненной ситуации человека.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения