Староверы
Поморцы

Пожертвовать

секновение главы Иоанна Предотечи

День мученической смерти Крестителя Господня Иоанна в 32 году по Рождестве Христовом воспоминается Православной Церковью 11 сентября по новому стилю и называется днем Усекновения главы Иоанна Предотечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVI в. Греция, Афон, монастырь Дионисиат

Совершив Крещение Исуса Христа, Иоанн Предотеча продолжил свое пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного Христа Спасителя. В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа-четвертовластник, сын Ирода Великого, который убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа, ещё при его жизни. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата (Лк. 3, 19, 20). Согласно закону Моисея, Иоанн Предотеча обличал беззаконное смешение, нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй».

«Лют убо есть воистину, братие, блудныи грех: лютейши же и тяжчайши есть невоздержания страсть, и плотьския нечистоты недуг: домы бо великия разруши, и грады от основания низложи, и брани лютыя подвиже, и братию друг на друга разгневи <…> Сего ради и Божественный апостол Павел поучает глаголя, бегайте блуда» (Учительное Евангелие. Поучение на Усекновение честныя главы святаго Иоанна Предотечи).

В Евангелии от Марка говорится, что Ирод был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6,20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады — Саломее (она не названа в Евангелии по имени, мы узнаем ее из трудов историка Иосифа Флавия) выполнить любое её желание. Однако, согласно Евангелию от Матфея, Ирод и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14,5). Иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, но в угоду Иродиаде Ирод посадил его в темницу. Некоторые церковные историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. И как Иезавель искала убить святаго пророка Илию, как злобой и ненавистью воспылала египтяныня к Иосифу, так же и скверная Иродиада искала убить Пророка и Предотечу:

Паки Иезавель ликует на Илию, паки египтяныня Иосифа ищет, Пророка же и Крестителя Спасова — ныне явльшаяся Иродиада сквернавая

(Девятая песнь Канона на Усекновение главы Иоанна Предотечи).

Через год Ирод, празднуя день своего рождения, устроил пир вельможам, тысяченачальникам и галилейским старейшинам. На пир пришла дочь Иродиады, падчерица Ирода — Саломея, и стала плясать, чем угодила царю. Танец Саломеи так понравился Ироду, что он велел ей просить всего, чего она хочет, и поклялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея спросила у матери, что ей попросить у Ирода. Иродиада, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну Крестителю и навсегда избавиться от упреков и обличений, потребовала голову Иоанна КрестителяСаломея возвратилась к Ироду и потребовала сейчас же на блюде главу Иоанна Предотечи.

Пляса́ учени́ца вселука́вого дия́вола, и главу́ твою́ Предоте́че мзду́ взя́т. О, пи́ра испо́лнь кро́ви. Лýчше бе не кля́тися И́роде беззако́нне, лжи́ внýче. А́ще ли же и кля́лся еси́, но не о добре́ кля́тся. Бо́льше бе солга́вшу жи́знь получи́ти, не́же и́стинствовавшу главу́ предоте́чеву усе́кнути. Но мы Крести́теля я́ко в рожде́ных жена́ми бо́льша, досто́йне чтýще ублажа́ем

(Стихера на Усекновение главы Иоанна Предотечи).

Танец Саломеи, фреска в монастыре святого Иоанна, XII в.
Танец Саломеи, фреска в монастыре святого Иоанна, XII в.

Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предотечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее.

И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей (Мф. 14-9)

По преданию, и после кончины уста Проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломея взяла блюдо с главой Иоанна Предотечи и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык Пророка иглой и, одержимая яростью, пронзила святую главу кинжалом.

Святитель Иоанн Златоуст в Слове на день Усекновения главы Святого Предотечи Господня Иоанна пишет: «Кто в достаточной мере обличит безумие Иродово, проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене. Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто. Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто. Однако, лев и змий питают менее злобы, нежели злая женщина, как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: «Лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною».

Иродиада не позволила, чтобы главу Иоанна Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Она закопала святую главу в нечистом месте.

Поднесение Саломее главы Иоанна на блюде. Фрагмент иконы
Поднесение Саломее главы Иоанна на блюде. Фрагмент иконы

Узнав об этом, благочестивая Иоанна, жена Хузы — домоправителя Иродова, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на горе Елеонской. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где совершилось убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя её, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей еще при их земной жизни. По преданию, Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед, который сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. 

 «Божиим же отмщением, лед стисну выю ея крепко, и висяше телом в воде, главу на леду имущи удержанну. И яже плясаше иногда ногами по земли, та онема дна в реце недосязающи, в воде, аки плясание творя двизаше колеблющей я быстрине речной. И никтоже пособити ей можаше. И дотоле тако в воде висяща бе, донележе лед остр пререза шею ея»(Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тело ее не было найдено, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предотечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за безчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию, где они были поглощены разверзшейся землей. 

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — с этих слов начинается служение Пророка Иоанна в пустыне, у реки Иордан. Приблизившееся Царствие Небесное — это Исус Христос, Предотечей Которого и был Иоанн Креститель. Его предшественником он был не только на земле, где он проповедует о Христе людям и через покаяние очищает их сердца. Апостольское пророчество Иоанн Предотеча несет и в ад, в котором были Адам, Ева и все люди до Христа, до Его Крестной смерти и Воскресения. Туда сходит Иоанн в час смерти, и там благовествует о пришествии Христа. Не случайно и в праздничном тропаре поется: «благовестил еси во аде сущим, Бога явльшагося плотию, вземлющего грехи мира».

«Спасителеву Предотечи святому Иоанну, якоже Рожество Господа своего, сице и вольную того смерть, своею смертию предварити подобаше; да якоже на земли проповеда пришествие Его глаголя: грядет креплии мене в след мене. Сице и во аде держимым бывшим душам праотец святых, проповесть Господне пришествие, яко уже явися в мире чаемыи Месия»

(Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна).

Сошествие Иоанна Предотечи во ад. Фрагмент иконы
Сошествие Иоанна Предотечи во ад. Фрагмент иконы

На Воскресение Христово первыми к Спасителю припадают Адам и Ева, ожидавшие Его с момента смерти, а вслед за ними пророки и праотцы Ветхого Завета, включая Иоанна Предотечу, и все праведные люди земли.

Обретение честной главы Иоанна Предотечи

В традиции Православной Церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого из которых установлено отдельное празднование.

Икона Обретения честной главы св. Иоанна Предотечи. Великая Лавра на Афоне, XIV в.
Икона Обретения честной главы св. Иоанна Предотечи. Великая Лавра на Афоне, XIV в.

Первое обретение честной главы произошло в IV веке. Земля, в которой покоился сосуд со святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия, который решил построить храм на месте усекновения главы Иоанна Предотечи. При копании рва для фундамента обнаружили кувшин со святой главой, которая была опознана по знамениям, исходившим от неё. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что она будет поругана, спрятал её в построенной им церкви, положив на том самом месте, где была его келья. После его кончины храм обветшал, разрушился и даже сравнялся с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Иоанна Предотечи.

Второе обретение произошло в V веке, в правление императора Константина ВеликогоГлава Иоанна Предотечи была найдена двумя иноками-паломниками, которые прибыли в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Они откопали сосуд со святой главой и решили присвоить великую святыню себе, спрятали ее в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предотеча явился горшечнику, и, по слову Пророка, этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой Крестителя. Запечатанный сосуд передавали в его семье из поколения в поколение. Позднее сосуд со святой главой оказался у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркелу явился Иоанн Креститель и указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.

Икона Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Икона Второе обретение главы Иоанна Предотечи

Третье обретение главы Иоанна Предтечи произошло в IX веке. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений.

После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святой главы Иоанна Предотечи. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предотечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы есть образ Иоанна Предотечи, почитаемый как нерукотворный.

Нерукотворный образ Иоанна Предтечи на месте третьего обретения его главы, в Команах Абхазских
Нерукотворный образ Иоанна Предтечи на месте третьего обретения его главы, в Команах Абхазских

Православная церковь празднует первое и второе обретение 8 марта (24 февраля по старому стилю), третье обретение — 7 июня (25 мая по старому стилю).

Дальнейшая история святыни остаётся неясной. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения — каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предотечи. Магометане (Иоанн Предотеча почитается у магометан как пророк Яхья ибн Закарийя) считают местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католики — римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о передней части черепа, привезённой из четвёртого крестового похода, которая хранится в соборе Амьена (Франция). Местонахождением частей главы также называется турецкая Антиохия и один из монастырей Армении.

И всё же наиболее вероятным местом нахождения святыни считается собор Амьенской Богоматери во Франции. Из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы имеет четкий исторический путь. От святыни исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. У французов даже возникла традиция мириться около святыни.

Святая глава Иоанна Предотечи из Собора Амьенской Богоматери во Франции
Святая глава Иоанна Предотечи из Собора Амьенской Богоматери во Франции

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы — между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом.

Усекновения главы Иоанна Предотечи. Традиции праздника

Согласно церковным традициям, день Усекновения Главы Иоанна Предотечи — время строгого поста. Святой Иоанн Предотеча вёл суровый образ жизни, большую часть своей жизни он жил в пустыне без хлеба, вина и какой-либо другой пищи. В пустыне он питался только акридами и диким мёдом, пил воду и не стремился насытить свое тело, думая о своей бессмертной душе.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предотечи установлен вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается и уставом иерусалимского монастыря преподобного Савы Освященного. В нем говорится, что «пост в день Усекновения главы Иоанна Предотечи завещан древними святыми отцами». В этот день, даже если он выпадает на воскресение, не едят скоромную пищу. В священную память о жизни и подвиге Иоанна Предотечи следует проводить этот день в строгом посте и молитве.

У старообрядцев существует запрет на танцы и бесчинные увеселения, причем не только в один только этот день, но, согласно Шестому Вселенскому собору, который в 51 Правиле определил:

совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго. (Трул. 24, 65, 66; Лаод. 54; Карф. 15).

«Плясание, — предостерегает и святитель Иоанн Златоуст, — есть не человеческое, а бесовское дело. Бесы научают нас ему, чтобы не одним им быть мучимыми в аду. И оно из всех игр есть самое худое, ибо удаляет человека от Бога и во дно адово сводит. И пляшущая жена называется невестою сатаны, любодейцею диавола и супругою бесовскою, и плящущая не только сама будет сведена во дно адово, но и все, плясавшие с нею. Она не хранит своей чести, и ею дьявол многих соблазняет и во сне, и наяву. Все, любящие плясания, в негасимый огонь осудятся. И гнусно, и скаредно и мужу с таковою женою жить <…>. Братия и сестры, блюдитесь и не любите беззаконных играний бесовских. Особенно же удаляйтесь от плясок, чтобы не быть осужденными в муку вечную».

Усекновение главы Иоанна Предотечи. Богослужение

На Усекновение главы Иоанна Предотечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предотече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предотечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни:

«На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание».

Праздновать верным честную память Пророка и Предотечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять».

Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи
Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Тропарь празднику

Церковно-славянский текст

Па́мять пра́веднику с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне Предоте́че. Яви́л бо ся еси́ вои́стину Проро́к честне́йши, я́ко и в бы́стринах крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся благовести́л еси́ во а́де су́щым, Бо́га я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грехи́ ми́ра, и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Русский текст

Память праведника почитается похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предотече, явился ты поистине из пророков честнейший, ибо удостоился в быстром течении крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав, с радостью благовествовал и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, вземлющего грехи мира, и подающего нам великую милость.

Кондак

Церковно-славянский текст

Предоте́чи сла́вное усекнове́ние, смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ствено, да и су́щым во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нно уби́йство испроси́вши. Не зако́н бо Бо́жии, ниже́ живы́и ве́к возлюби́, но ле́сть вре́менную.

Русский текст

Предотечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы и пребывавшим во аде проповедать пришествие Спасителя. Да рыдает же Иродиада, беззаконное убийство испросившая. Не закон бо Божий возлюбила, не вечную жизнь, но лесть временную.

Величание празднику:

Велича́ем тя Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я ти главы́ усекнове́ние.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предотечи. Народные традиции и суеверия

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предотечи называли Полетовщик, Полеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост. В древней Руси на традиции празднования сильно влияли языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели другое значение. Например, считалось, что в праздник Усекновения нельзя есть круглые плоды и овощи, потому что они похожи на главу Пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом, а также не принято было есть что-нибудь на блюде, чтобы не вызывать воспоминаний о том блюде, на котором лежала голова Крестителя. Старались спрятать подальше острые предметы — они напоминали меч, которым воин отсек голову святого. Овощи не резали, а хлеб ломали руками. По белорусскому поверью, связанному с днем Усекновения главы Иоанна Предотечи, в течение года голова святого почти прирастает обратно, но как только люди в этот день начнут резать хлеб — снова отпадет. У южных славян в день Усекновения главы Иоанна Предотечи строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки, так как считалось, что «это кровь святого Иоанна». Поэтому в этот день не ели черного винограда, помидоров и красного перца. 

Цель всех этих обычаев состояла в том, чтобы не вызывать никаких воспоминаний о мученической кончине великого праведника и всячески избегать таких действий и поступков, которые напоминали бы это грустное событие. Для большей же крепости соблюдения этих правил крестьяне верили, что нарушителей наказывает сам Иоанн, посылая неурожаи на плоды, а то и просто отнимая руки и лишая языка. 

Существуют и другие народные традиции, больше связанные с погодой и календарным цикломДень Усекновения главы Иоанна Предотечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает». В этот день строго постились, не водили хороводы и не пели песен, к столу было принято звать бедняков и странников. По народной примете, люди, страдающие головными болями, испрашивают себе у этого святого исцеление.

За множеством различных примет теряется истинный смысл праздника. Православная Церковь говорит нам, что эти суеверия не имеют никакого основания и, кроме того, оскорбляют христианскую веру. Сравнение кочана капусты или арбуза с честной главой Иоанна Предотечи — недопустимо.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Иконы

В Православной Церкви известны иконы Усекновения главы Иоанна Предотечи еще ранневизантийской эпохи. В средневизантийский период широкое распространение получил иконописный сюжет, в котором Иоанн Предотеча склонился, а воин заносит над ним меч, действо происходит на фоне пустыни. Также святую главу изображали отделенной от тела, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVI в. Греция, Афон, монастырь Дионисиат
Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVI в. Греция, Афон, монастырь Дионисиат

Русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде.

Усекновение главы Иоанна Предотечи
Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVII в. Россия

С усекновением главы Иоанна Предотечи символически связаны еще два иконописных сюжета: на иконах сошествия Христа во ад святой Пророк и Предотеча изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы. Другой образ — так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», который был особенно распространен в России в XVI—XVII веках.

Усекновение главы Иоанна Предотечи
Иоанн Предотеча Ангел пустыни. XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

На иконе Иоанн Предотеча изображается как отшельник, проповедник покаяния, предшественник монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. На хартии (свитке, который он держит в руках) обычно написано: «Се Агнец, вземляи грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное».

Усекновение главы Иоанна Предотечи
Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии так называемых «таблеток» Софии Новгородской. Конец XV — начало XVI века. Государственный Русский музей

Распространены также иконы святого Иоанна Предотечи с клеймами — сценами из его жития.

Усекновение главы Иоанна Предотечи
Иоанн Предотеча Ангел пустыни, с житием

Храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предотечи

Один из древнейших храмов, сохранившихся до нашего времени, — шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предотечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви, и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III в селе Дьякове, с молением о даровании великому князю наследника престола.

Усекновение главы Иоанна Предотечи
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

В честь рождения сына Василий III повелел в 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предотечи в Старом Ваганькове, который был упразднен задолго до революции. Также вскоре после рождения сына Василия III — будущего Ивана Грозного — в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь, а его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы Иоанна Предотечи. Монастырь ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рожества Иоанна Предотечи, стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца.

В настоящее время в старообрядчестве храмов, построенных в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предотечи Господня, практически нет. Сегодня престольный праздник отмечает только Смильгяйская староверческая религиозная община Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.

Усекновение главы Иоанна Предотечи
Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предотечи Древлеправославной Поморской Церкви. Смильгяй, Литва

Автор: Нина Лукьянова (для сайта «Русская вера»)

опулярное

опросы наставнику

Задать вопрос

тправить письмо

Напишите нам и мы ответим вам на любые ваши вопросы

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения

спешно отправлено

Мы ответим вам в ближайшее время

адать вопрос

За время работы этого раздела мы получили немало вопросов наставнику, где каждый из ответов является не простой «отпиской», а детальным индивидуальным рассмотрением жизненной ситуации человека.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения