рестольный праздник в Саратовской поморской общине
28 августа Церковь празднует двунадесятый Праздник Успения Пресвятой Богородицы — престольный Праздник в Саратовской поморской общине. Успение Пресвятой Богородицы — это день Ее разрешения от земной жизни и перехода в Царство Невечернего Света. Кончину Пресвятой Богородицы называют Успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни». Праздник Успения Пресвятой Богородицы исторически был на Руси одним из самых долгожданных, ведь это, как и Пасха Христова, напоминание о жизни будущей, вечной, о том, что земная кончина для христианской души — это только переход, соединение с Богом. В этом Празднике всё — воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни о жизни и о чуде Воскресения непреложны. Для Саратовской поморской общины — это особый день и особый Праздник. Накануне вечером в храме было совершено торжественное всенощное бдение с надгробным пением и величаниями Успению Пресвятой Богородицы, чтениями в Прологе и Торжественнике. С горящими свещами в руках христиане молили Пречистую Богородицу о помощи и заступлении. Пресвятая Госпоже Богородице, услыши молитву раб своих, молящихся Тебе! Сайт «Староверы-поморцы» публикует «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в).* * *
«Слово на Успение Пресвятой Богородицы» преподобного Иоанна Дамаскина
«Память праведных с похвалами» (Притч. 10, 7), поскольку «честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6).
Если же память всех праведных бывает прославляема, то кто не воздаст хвалы Виновнице праведности? Правда, в нашем прославлении не имеет нужды Виновница праведности, сия скиния Божия, этот град Божий, о котором «преславная глаголашася» (Пс. 86, 3), по проречению богоглаголиваго Давыда: ни язык человеческий, ни ум ангельский не могут достойно восхвалить Ту, чрез Которую нам дано ясно видеть славу Божию. Что же? Неужели потому только, что у нас нет сил восхвалить по достоинству, мы будем безмолвствовать, быв связаны страхом? Нет. С другой стороны, пойдем и мы безстрашными стопами и коснемся ли безбоязненно неприкосновеннаго? Нет. Лучше мы растворим страх усердием и, соплетши из них один венец со священным трепетом и с душевным пламенем принесем несовершенные начатки нашего ума, как должную дань признательности Небесной Царице, Матери. Она истинно благая Владычица, Матерь единаго всеблагаго Бога, не благосклонно ли примет наше намерение, не взирая на нашу немощь, и не воздаст ли нам несравненно большими благами?… Если и язычники, надгробным словом воздавая честь отшедшим из жизни, усердно собирали все, что только находили возможным, дабы совершеннее восхвалить прославляемаго и возбудить большую ревность к добродетели в оставшихся: то не подвергаемся ли осуждению наравне с человеком, скрывшим талант свой, мы, если покроем глубоким молчанием дела самыя истинныя и досточтимыя, – если умолчим о том, что принесло всем благословение и спасение?… Родители Пресвятой Богородицы были Иоаким и Анна. Иоаким не имел недостатка в добродетелях, уклоняясь от стезей нечистых и ходя по путям правды. Анна же была связана с ним узами единонравия столько же, сколько узами брака. Но украшенная всеми благами, она страдала недугом неплодства. Наконец, всеблагий Бог, призрев на создание рук Своих, и восхотев спасти его, разрешает неплодство богомудрой Анны, даруя ей Дщерь, какой не было прежде и какой не будет после. Ангел возвещает зачатие имеющей родиться: ибо надлежало, чтобы будущая по плоти Матерь единаго истиннаго Бога и в этом превосходила всех. Но «когда пришла полнота времени», как говорит святый Апостол (Гал.4. 4), то к сей истинной Дщери Божией был послан Архангел Гавриил и рек Ей: «Радуися Обрадованная! Господь с Тобою». Прекрасно это ангельское приветствие к Той, Которая выше ангелов, – приветствие, принесшее радость для всего мира. Что же отвечает на это сокровищница истинной мудрости? Она исправляет неосторожность праматери Евы, и вот как отвечает на слова: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Твои слова разрушают пределы природы, постановленные Зиждителем; Я не соглашусь быть второю Евою и попрать волю Творца. Если ты не говоришь противнаго Богу, то разреши сомнение, объясни Мне способ зачатия. На это отвечает Ей ангел истины: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Совершающееся ныне не подчинено законам естества: ибо Владыка природы по Своей власти изменяет законы природы». «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия, как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). Тот, Кому небо служит престолом, а земля подножием, соделал Себе пространное жилище во чреве рабы Своей и в Ней совершил самое дивное из всех таинств: ибо, будучи Богом, Он стал человеком и, Сый сияние славы Отчей, преестественно родился, оставив ключи девства невредимыми. Воистину благословенна и блаженна Ты в роды родов, Пресвятая Матерь и Дева, единая достоблаженная! Се ублажают уже Тебя «все роды». Ты – Едем мысленный, священнейший Едема древняго, потому что в древнем водворялся перстный Адам, в Тебя же вселился Господь с небесе. Тебя предъизображал ковчег, хранивший семя втораго Адама, ибо Ты родила спасение миру — Христа, потопившаго грех и укротившаго волны его. Тебя преднаписала купина, предначертали богонаписанныя скрижали, предзнаменовал кивот завета, ясно предъизобразили и стамна златая, и светильник, и трапеза, и жезл Ааронов прозябший: поскольку из Тебя телесно произник пламень Божества – Слово Отчее, из Тебя низошла сладчайшая манна, из Тебя возник и свет вечный, и хлеб жизни, и плод невозделанный. Тебя предъизобразила и пещь, явившая огонь, росящий и вместе пламенеющий – образ Божественнаго огня, вселившагося в Тебя. Тебя предозначила скиния Авраамова, так как Богу Слову вошедшему в скинию чрева Твоего, человеческая природа представила свои начатки из Твоих пречистых кровей, которые Божественный огонь воспринял в Свою Божественную Ипостась и привел истинное существо одушевленнаго тела, Твой образ виден и предначертан был в лествице Иакова: как Иаков видел небо, соединенное концами лестницы с землею, и ангелов, нисходящих и восходящих по ней, – так и Ты соединила разделенное, соделавшись посредницей и лестницей нисхождения к нам Бога, вследствие чего и ангелы низошли к Нему, служа Ему, как Владыке, – и люди, восприяв ангельскую жизнь, стали восходить на небо. К кому, как не к Тебе должны приложить вещания пророков? В самом деле, что это за руно Давыдово, на которое Сын Всецаря – Бога, собезначальный и соцарственный Своему Отцу, низшел как дождь (Пс. 71, 6)? Не ясно ли, что это – Ты? Что это за Дева, о Которой Исаия пророчески предвозвестил, что Она будет иметь во чреве и родит Сына Богочеловека (Ис. 7, 14)? Что это за гора у Даниила, от которой без ножа мужнего усечен краеугольный камень – Христос Господь (Дан 2, 34)? Не Ты ли это безсеменно родившая и паки пребывшая Девою? Что это за врата заключенныя и не отверзенныя, о которых предвозвестил Иезекиль (Иез. 44, 1-2)? Не Ты ли это, чрез Которую прошел Господь с воспринятою плотию, не разверзши дверей девства?.. Как же источник жизни переводится к жизни чрез посредство смерти? Как преступившая в рождестве пределы природы подчиняется ныне законам природы, и непорочное тело подвергается смерти?… «Надлежит, отложив это тело смертное, облечься в безсмертие! (Кор. 15, 53). Сам Владыка естества не отринул испытания смерти: ибо и Он умирает телом и смертию разрушает смерть. О, как прекрасно отшествие, которое дарует пришествие к Богу! И каким именем мы назовем это, совершившееся над Тобою, Пресвятая Дево, таинство? Смертию? Но хотя всесвятая душа Твоя по естественному порядку и отделяется от несквернаго тела, и тело предается земному погребению, однако же тело Твое не остается в смерти и не разрушается тлением. Посему не смертию мы назовем священное Твое преставление, но успением или преставлением или водворением, так как, преселяясь из жилища телеснаго, Ты водворяешься в селение лучшее, божественное (2 Кор. 5, 8). Тебя переносили ангелы с архангелами, Твоего исхода устрашились нечистые духи, Тебя встречают силы со священными песнями и светлым торжеством. Тебя Царь Небесный ввел в чертог Свой, где власти окружают, начала благословляют, престолы воспевают, херувимы ужасаются, серафимы славят. Чрез Тебя смерть, прежде столь ужасная и ненавистная, ныне восхваляется и ублажается, – прежде приносившая одни скорби и печали, ныне соделывается причиною радости и светлаго торжества. Впрочем, не Тебя смерть сделала блаженною, но Ты украсила Собою смерть отняв от нея печаль, так как душа Твоя не была оставлена во аде, и плоть Твоя не видела истления (Пс. 15, 10). Не осталось в земле Твое всенепорочное тело, но в царственные чертоги небес переселилась Ты. Владычица Богородица. Как небо приняло Тебя пространнейшую небес, и как гроб вместил вместилище божества! Но они точно приняли и дали место: ибо не по телесному составу Ты была пространнее неба, но преимущественно благодатию превзошла меру всякой высоты и глубины. Самый гроб Твой священный достоин чести и поклонения, его и ныне окружают ангелы, его трепещут демоны, от него земнородныя почерпают обильныя блага. Как драгоценное миро, быв положено на одежду или какое-либо место и потом взято назад, оставляет благоухание и тогда, как оно уже взято: так и божественное, всенепорочное Твое тело, быв положено во гробе, хотя и взято потом в страну лучшую, однако же не оставило своего гроба без почести. Но сообщило ему божественное благоухание и благодать, и сделало его для всех, приходящих с верою, источником всяких благ. Пред Тобою, Владычице, неискусобрачная Богородице, предстоим и мы ныне. На Тебе, как на некоем крепком и несокрушимом якоре, мы утверждаем свои души. Тебе приносим самих себя всецело – душу и тело. Во свидетельство нашего благодарения мы приносим Тебе эти начатки слов, это возлияние беднаго ума, подвигнутаго любовию к Тебе и забывшаго о своей немощи. Приими благосклонно это усердие наше: ибо Ты знаешь, что ему не соответствуют наши силы. Призри на нас Матерь всеблагаго Господа! Утиши порывы страстей наших, введи нас в безмятежную пристань Божественной воли, соделай достойными будущаго блаженства сладостного озарения от воплотившагося из Тебя Бога Слова, Которому со Отцем и Святым Духом слава, честь, держава и величие, ныне и присно и во веки веком. Аминь.