оздвижение честнаго и животворящего Креста Господня
27 сентября православная Церковь празднует двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это один из древнейших православных праздников, который совершается в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке.
В царствование святого царя Константина (306-337), когда восточные христиане обрели, наконец, мир и спокойствие, на западе еще продолжались лютые гонения от жестокого императора Максенция, который был братом жены Константина, царицы Феодоры. Св. Константин сначала пытался вразумить его с помощью письменных посланий, но т.к. Максенций не обращался от своих злых дел, решился идти на него войной. Перед бранью Константин горячо молился Богу Христианскому, чтобы указал ему образ победы на мучителя. И тогда, около полудня, и ему самому, и всем предстоящим, явился в небесах чудесный Крест Господень, изображенный звездами и сияющий ярче солнца, при этом был ему и голос с неба: «Константине, сим побеждай враги». Ночью же, во время сна, явился царю Сам Христос и опять показал ему знамение Честнаго Креста, явившегося на небе, и повелел ему сотворить подобие креста и носить перед полками, обещая победу не только над Максенцием, но и над всеми прочими врагами его царства.
Наутро Константин повелел сотворить из золота образ виденного им Креста и украсил его многими драгоценными камнями. Крест торжественно несли перед войском, и Максенций потерпел сокрушительное поражение, причем, когда пустился в бегство, то, мост, по которому отступал, Божиею силой был разрушен, и так он, подобно фараону египетскому, был потоплен в реке вместе со всем своим полчищем. Великий Константин торжественно вошел в Рим (это было в 312 году) и тогда крестился сам и мать его, святая царица Елена.
Одержав также с помощью Креста Господня победу еще и над скифами, Константин решил поручить матери своей обрести тот самый Животворящий Крест Господень, на котором был распят наш Спаситель и для этого отправил ее в Иеросалим, снабдив при этом большим имением и царскими полномочиями. Патриарх Макарий встретил царицу с подобающей честью и тогда она, призвав весь род иудейский, допрашивала их, где может быть сокровен Животворящий Крест Господень. Так как все они отрицались, царица начала угрожать им мучением и смертью, и тогда ей указали на некоего старца Иуду, говоря, что он может знать сокровенное место. Но и Иуда поначалу не хотел открывать тайны и только после того, как повелением царицы, был ввержен в глубокий ров, наконец, согласился помочь ей. Все подошли к высокой горе, которая была посыпана землей и камнями, стоял там и храм богини Артимиды. Повелением царицы разобрали капище и убрали лишнюю землю и камни. Когда патриарх помолился, то все место исполнилось дивного благоухания. И явился гроб, и место краниево, и близ них откопали из земли три креста, потом обрели и гвозди. Чтобы распознать Истинный Крест Господень, патриарх стал по одному из них полагать на тело умершей девицы, которую в то время проносили мимо к погребению. Когда приложили Крест Христов, то девица, силою Господней воскресла, и встала от гроба. Тогда предстоящие с радостью и трепетом поклонились Животворящему Кресту Господню, а патриарх Макарий воздвиг Крест на амвоне великой Иеросалимской церкви, показавши его всему народу, и все люди кланялись и молились: «Господи помилуй!» Событие произошло в 326-ом году, и с тех пор праздник Воздвижения Честнаго Креста стал одним из самых почитаемых в христианстве.
Старец Иуда, увидевши столь великое чудо, уверовал и вместе и с другим множеством еврейского народа, принял святое крещение, получивши имя Кириак. Впоследствии он был патриархом города Иеросалима, а при Иулиане-отступнике сподобился принять и мученический венец за Христа.
Перед отъездом в Византию, царица Елена повелела поставить три великих церкви: Воскресения Христова, где был Святой Гроб, на месте обретения Креста Господня, а также в Гефсимании, где состоялось погребение Пресвятой Богородицы и еще прочих 18 церквей. Так, с большим торжеством возвратилась она в Константинополь, взяв с собой Древо Животворящего Креста Господня и святые гвозди Христа Спасителя.
В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.