ыписки о двоеперстии
Евангелие от Луки, зач. 114. (Крестное знамение является преданием от самого Господа Исуса Христа, а не человеческим, как считают еретики, ибо по их мнению перстосложение менялось от периода к периоду).:
‟Извед же их вон до Вифании и воздвиг руце свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему и возвратишася во Иеросалим с радостию великою: и бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога, аминь”.
📖 Митроп. Макарий, История Русской церкви. Статья обличительная, написанная греком в 12 веке, против латин. (Эта выписка подтверждает тезис выше. Бог дал нам это перстосложение, и если принимать версии о меняющемся крестном знамении на один палец, то выходит, что Церковь (столп и утверждение истины) попирала завет Самого Господа):
‟Некоторые из них пятью перстами как-то благословляют и пальцем лице знаменают, подобно монофелитам. Между тем, как персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы чрез них означались два естества и три лица, как показал Христос, когда возносясь на небеса, воздвиг руки свои и благословил учеников”.
📖 Греческая Кормчая, составленная святогорскими монахами Агапием и Никодимом, по благословению патриарха Неофита, Пидалион, стр. 279, изд. 1888 г.:
‟Правило 91-е Василия Великаго. Древние христиане иначе слагали персты для изображения на себе креста, чем нынешние, то есть, изображали его двумя перстами, средним и указательным, как говорит Петр Дамаскин… Вся рука, говорит Петр, означает единую ипостась Христа, а два перста два естества его”.
📖 Стоглавый собор, гл. 31. (Християне спасшиеся и просиявшие после и во время Стоглавого Собора зри — https://vk.com/wall651834445_14929):
‟Уставляли бы крестному воображению большой перст, да два нижние персты во един совокупив, а верхний перст с средним совокупи, простер, мало нагнув. Тако благословити святителем и иереом, и на себе крестное знамение рукой возлагати… Святии отцы рекоша о крестном знамении. Известно и достохвально списание преподобных отец наших Мелетия и Феодорита. Сице возвещают с прочим толкованием, како рукою благословляти и знаменоватися всем православным христианом. Иже кто не знаменается двумя персты, якоже и Христос, да есть проклят”.
📖 Потребник Большой, гл. 71, лист 71 об. (На славянском):
‟Иже не крестит двумя перстома, яко Христос, да будет проклят”.
📖 А. А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Tом 2: Euchologion, стр. 424. (На греческом):
‟Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοἳς δυσὶ δακτύλοις καθὼς καὶ ὁ Χριςτός, ἀνάθεμα”.
📖 Арсен Икалтойский: «Догматикон», 11-12 вв. (На грузинском):
‟ვინცა ვინ არა დასწერდეს ჯუარსა ორითა თითითა, ვითარ-იგი ქრისტეცა, შეჩუენებულ იყავნ”.
📖 См. Груз. лит. Т. 1. Иоанн Мосх. А. Миндиашвили: „Рай“, стр. 398.:
‟Когда последнему для испития воды была передана чаша. Святой отец узрел намерения братства, но умолчал, взял в руки отравленную чашу и трижды осенив его крестом ДВУМЯ ПЕРСТАМИ, произнёс: „Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа испиваю чашу сию“. И выпил пред лицом стоящих перед ним и вреда никакого не было”.
📖 Св. Петр Дамаскин, Добротолюбие, ч. 1, стр. 228. Протоколы общества любителей духовнаго просвещения, 1873 и 1874 г., стр. 319. (В изданиях Феофана Затворника, Паисия Величковского и Киево-печерской лавры фрагмент о двоеперстии был удален зри тут — https://vk.com/wall651834445_4561):
‟И как опять от знамения честнаго и животворящаго креста бегают демоны и многоразличные недуги; Вещь для всех подаваемая даром и без труда, и похвалы его кто может исчесть; Образы же святаго его знамения святии отцы предали нам, для опровержения неверных и еретиков: ибо два перста и единая рука являют распятаго Господа Исуса Христа, в двух естествах и во единой ипостаси познаваемаго”.
📖 Максим Грек. Слово о крестном знамении:
‟Совокуплением бо триех перстей, сиречь, пальца, еже от средняго и малаго, тайну исповедуем богоначальных триех ипостасей Отца, и Сына и Святаго Духа, единого Бога трое. Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества во Христе, сиречь, самого Спаса Христа исповедуем: совершена Бога и совершена человека, во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго”.
📖 Н. Каптерев, Патриарх Никон и его противники, вып. 1, изд. 1887 г.:
‟Здесь патриархом Константинопольским (православным) составлен был собор, с целью обратить яковитов в православие, но они остались непреклонными в своем заблуждении. Тогда, говорит Ассеман, снова устроивши собрание, патриарх греческий (православный) и приглашенные епископы греческие приказали Иоанну Авдону, патриарху Иелию, епископу Симнадийскому, присутствовать на соборе. Когда же после долгаго спора не могли преклонить наших (то есть единовольников) к своему мнению, потребовали от них единственно того, чтобы не примешивали елея в евхаристии и крестились не одним перстом, а двумя… Потом собравши другой собор, призвали патриарха греческаго и епископов греческих и заставили присутствовать париарха яковитскаго Иелию Симнадийскаго, когда же, после многих собеседований, увидали, что те с ними совсем не соглашаются (единовольники с православными), сказали: только не примешивайте елея к священной частице и не изображайте крест одним перстом, но двумя. Так как правым и обязательным для православных греки считали тогда двоеперстное перстосложение”.
📖 Е. Голубинский, Богословский Вестник, апрель, 1892 г., стр. 40–46.:
‟Есть и еще свидетельство, которое уже не оставляет никакого сомнения в том, что и в Константинополе было употребляемо двуперстие или, иначе сказать, что оно было повсюдным и общим у греков в 1170 году. В 12 веке и они (то есть, греки) действительно возвысили свой голос таким образом, что произнесли проклятие на тех, которые не крестятся двумя перстами, как крестился, по их мнению, Христос… Аще кто не знаменается двемя перстома, якоже и Христос, да будет проклят, — представляет собою именно этот протест против троеперстия, заявленный в Греции защитниками двуперстия”.
📖 Книга о Вере, глава о крестном знамении:
‟Злучением трех палцов посполу, то есть великаго и малаго и третьяго, што подле малаго, исповедуется таемница Божественных трох ипостасей: Отца, Сына и Святаго Духа, единаго Бога в трох лицах. А протяжением двух пальцов, вышняго и средняго, показывается темница Бога Слова, втеление Господа нашего Исуса Христа и двох натур, бозской и человеческой, случение под единой особою”.
📖 Сын Церковный, гл. 65:
‟Внимай же себе и о кресте, имже сам себя своею рукою ограждаеши. Не просто бо и се, но великаго таинства исполнено есть. Егда сложиши болшей перст, рекомый палец, со двумя меньшима с последнима, то знаменует таинства пребезначальнаго существа, неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа. И егда сложив, преклони средний перст с пребольшим перстом, то знаменает два естества во едином составе, божество и человечество”.
📖 Книга Кириллова, гл. 14, лис. 180 обор.:
‟Блаженный же Феодорит глаголет, како подобает рукою креститися, сице благословити рукою и креститися: три персты равно имети вкупе, великий иже глаголется палец, да два последних, исповедуется тайна по образу Троическому, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый… а два перста вышний, да средний великий вместо сложити и простерти. Великий же перст имети мало наклонно, то образует два естества Христова, Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, во обоем совершен… Да тако достоит креститися и благословити. Тако святыми отцы указано и узаконено”.
Подготовил Д. Рашин