ыставка «В лесах и на горах: быт старообрядцев Поволжья»
На настоящей выставке зрители могут познакомиться с бытом, занятиями, обычаями и обрядами мирских старообрядцев Поволжья, а также с некоторыми сторонами скитской жизни.
Нижегородский край с первых лет раскола Русской церкви, произошедшего в 1660-е годы, стал одним из оплотов древлеправославия. В середине XIX века здесь проживало более 170 тысяч старообрядцев разных направлений. На Волгу в течение XVIII – начала XIX веков переселялись с Русского Севера, Северо-Запада гонимые за приверженность староверию. Велика была роль старообрядчества в становлении экономической мощи данного региона. Староверы занимались преимущественно кустарными промыслами. Многие начинали с извоза. Наиболее развитыми были плотницкое и столярное мастерство, кожевенное и овчинное производства, кузнечные работы, изготовление рыболовных сетей, рыбная ловля на месте и на Каспийском море, лоцманство и другие. Семеновский уезд был местом сосредоточения ложкарного промысла, а в самом г. Семенове существовало кустарное производство лестовок – продукция обоих, для пищи телесной и духовной, была широко известна и востребована далеко за пределами Нижегородчины.
Торговая и промышленная деятельность старообрядцев была не менее весомой. Они занимались судостроением, торговлей хлебом, железом и железными изделиями, скотом и мясом, кожами и овчинами, рыболовными снастями, пенькой и холстом, маслом и др. Все эти занятия требовали предприимчивости, частых поездок, но приносили большие доходы. У старообрядцев, занимавшихся торговлей, имеющих заводы, фабрики и другого рода денежные вложения, капиталы никогда не делились, а оставались в распоряжении главы семьи. Это позволяло расширять и развивать торговлю, делать обороты значительнее и получать бо́льшую прибыль. Благодаря трудолюбию и строгой дисциплине общинам староверов удавалось скапливать немалые капиталы. Преумножение личного состояния рассматривалось как возможность не только содержать свою семью, но и поддерживать своих единоверцев.
Богатство считалось праведным лишь тогда, когда обеспеченный помогал нуждающемуся. Благотворительность стала неотъемлемой чертой старообрядчества. В ХIХ веке богатые купцы-предприниматели поддерживали монастыри и скиты, жертвовали на постройку храмов, часовен, общественных зданий деньги и материалы. По всей стране они скупали старые книги, иконы, церковную утварь, которые передавали в скиты и распространяли среди старообрядцев. Множество средств шло на строительство богаделен, больниц, приютов, домов для своих работников, народных столовых. Общины староверов дорожили учителями, обеспечивая их достойным жалованьем. Грамотность была широко распространена среди старообрядцев. Знающие грамоту по возможности уделяли время чтению «божественных книг», что воспринималось как подвиг духовный, характеризующий богоугодную жизнь.
В Нижегородском крае было много скитов – объединений нескольких старообрядческих обителей-монастырей. Самыми значительными из них считались Комаровский, Оленевский, Улангерский, Шарпанский. На выставке представлена сцена посиделки белиц и мирских девушек в Комаровском скиту, отражающая разнообразие местных женских рукодельных занятий.
Нижний Новгород благодаря проходившим в нем ярмаркам являлся важным местом, где решались многие экономические, религиозные, благотворительные вопросы, а также поддерживались связи с единомышленниками из других регионов России. Для торговли, заработков, передачи известий, распространения книг, рукописей и иных богослужебных принадлежностей часто сюда приезжали старообрядцы из Москвы, Владимира, Олонецкой, Ярославской и Костромской губерний, из Тамбова, Воронежа, Казани, Саратова, Екатеринбурга, Сибири, с Дона и Урала.
Трудно переоценить роль старообрядчества в сохранении русской культуры допетровского времени. Благодаря староверам сохранилось множество первопечатных и рукописных старинных книг, которые после раскола были признаны официальной властью еретическими и подлежали уничтожению. Немалой была заслуга староверов и в сохранении предметов древнерусского обихода.
Выставка посвящена преимущественно бытовой и обрядовой сфере жизни старообрядцев. Здесь представлены темы местного костюма, мужских ремесел и женских занятий рукоделием, обрядов жизненного цикла, религиозных атрибутов. Многое из перечисленного известно в тонких подробностях благодаря исследованиям П.И.Мельникова-Печерского в качестве чиновника по особым поручениям. Его личный интерес к изучаемой среде, перекрыв со временем чиновничьи задачи, позволил во всей глубине понять и оценить культуру старообрядцев как хранителей древних традиций русского народа ради будущих поколений. Поэтому на выставке, наряду с экспонатами из собрания Российского этнографического музея, представлены выдержки из романов П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Цитаты являются своего рода документами, сохранившими реальную атмосферу жизни нижегородских старообрядцев в середине XIX века и позволяющими почувствовать колорит их языка и стилистику отношений. Хотелось бы в наше практичное время напомнить и о лучших личностных – деловых и духовных качествах старообрядцев, запечатленных П.И.Мельниковым-Печерским в образах героев и героинь романа. Это чувство собственного достоинства, несокрушимая честность, ум и сметливость, деятельность и трудолюбие, крепкая приверженность к исконно русским устоям и обычаям; мысль не только о своей семье, но и о попавших в беду, осиротевших, немощных, нуждающихся – служение людям; чувство долга и безоглядная отвага в духовном подвижничестве – служение Богу.
По материалам ethnomuseum.ru