Староверы
Поморцы

Пожертвовать

ыставка старообрядческой книжности открылась в Музее истории Екатеринбурга

Уникальная коллекция духовной старообрядческой литературы трехвековой давности выставлена в Музее истории Екатеринбурга в рамках экспозиции «Свет дневной есть слово книжное: книжно-рукописная традиция старообрядцев Урала». Ее открыли третьего октября при большом стечении гостей.

Директор музея Сергей Каменский открывает выставку

Выставка старообрядческих книг, подготовленная специалистами Археографической лаборатории УрФУ, стала ярким событием для уральской столицы. В музее давно задумали ее, но обстоятельно показать экспонаты взялись те, кто давно и успешно собирает их.

Сегодня мы открываем одну из знаковых выставок для нашего города, посвященную исконной книжной культуре старообрядцев, — отметил в приветственном слове Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга.

По словам руководителя, в 2019 году музей планирует открыть одну из них, посвященную концу XVIII – началу XIX века, и тема старообрядчества, как знаковая для всего Урала, там обязательно будет представлена.

Я должен сказать, что музей обязан думать не только о каких-то артефактах, но и о людях, которые стоят за ними, — подчеркнул Сергей Юрьевич и добавил, что для понимания дореволюционной истории Екатеринбурга менталитет старообрядцев, выражающийся, в том числе, и в их бизнес-стратегиях, и в городском управлении, очень важен. — И, мне кажется, в нынешних условиях многое из того времени может оказаться важным и полезным, и в этом смысле нынешняя выставка не только про прошлое, но и про будущее Екатеринбурга — во всяком случае, она может нам позволить его лучше построить.

Руководитель ЛАИ УрФУ Ирина Починская пояснила, что выставка посвящена главному аспекту духовной жизни старообрядцев, основу которой составляет древнерусская книжная традиция.

Это та страница отечественной культуры, которая мало известна не только широкому кругу обывателей, но и специалистам в области гуманитарных наук, — добавила она, признавшись, что именно поэтому, разрабатывая экспозицию, вместе с коллегами стремилась «хотя бы пунктирно» показать все ее многообразие, специфику. — Древнерусская книжная традиция дошла до наших дней, как живой, реально функционирующий элемент культуры, благодаря старообрядцам. Они не только сохранили ее до наших дней, но и продолжили ее развитие в новое и новейшее время, создав широкий круг уникальной демократической литературы, источников, которые дают о прошлом такую информацию, которой не дают никакие архивные материалы. Это особая сфера, содержащая уникальную информацию о том, что люди думали, о чем переживали, что их волновало. То есть весь менталитет и особенности их мышления находят отражение на страницах этих книг. Перед нами масса сочинений исторического, полемического планов, освещающих все стороны жизни общества периода создания этих памятников. Все, что вы здесь увидите, это книги из фондов нашей лаборатории, они были собраны в ходе наших экспедиций по Уралу и сопредельным территориям в период с 1974 по 2002 годы.

По словам Починской, хранилище археографической лаборатории Уральского Федерального Университета насчитывает около 6000 таких памятников, наиболее ранние из которых датируются концом XV века. Не случайно оно считается сегодня крупнейшим за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, и пользуется большим спросом у специалистов, которые занимаются исследовательской работой.

К великому сожалению, мы редко делаем большие экспозиции, так как это требует довольно серьезных условий, обеспечивающих сохранность экспонатов, — добавила археограф. — И эта экспозиция стала возможной, только благодаря музею, который не просто предоставил площади, но и обеспечил все необходимые условия для показа, зато город и все наши гости получили возможность познакомиться со столь интересной стороной русской жизни и культуры. Думаю, это вызовет интерес и заставит кого-то углубляться в эти аспекты нашего прошлого.

Сергей Белобородов, старший научный сотрудник ЛАИ отметил: выставка построена она по хронологическому и отчасти проблемному признаку.

Мы могли бы на базе нашей лаборатории развернуть десятки таких экспозиций, рассказать про книги, как произведения искусства, книги-учебники, научные книги, но в данном случае сделали акцент на книги, связанные с историей старообрядчества Урала, — объяснил он и особо отметил для понимания присутствующих, что прежде чем староверы появились на Урале, эта территория уже была достаточно книжным местом, ведь плотно осваиваться русскими людьми она начала в конце XVI столетия. — И первые русичи, которые переселялись сюда, везли с собой самое ценное, что у них было — корову, жену, детей, а также иконы и книги.

Здесь совершенно не случаен подбор книг: Иосифовская Псалтырь 1652 года — последняя книга, изданная до реформы патриарха Никона, еще без исправлений. Рядом с ней та же самая книга, но выпущенная уже после реформы.

Лубок с отличиями старо- и нововеров

И на этом примере можно увидеть, что реформа была непродуманной, сырой, как это часто в нашем государстве и бывает, — добавил Сергей Белобородов.

При формировании экспозиции сотрудники археографической лаборатории постарались сделать симбиоз книг, а также сопутствующих элементов для более эффектного восприятия. Не стоит удивляться, что эту витрину «сопровождает» старообрядческий лубок, который наглядно отображает те изменения, которые «более всего нервировали, волновали и доводили до исступления» верующих.

Тут, к примеру, отображена замена восьмиконечного креста четырехконечным, который для русских людей, не разбирающихся в геральдике, был однозначно-латинским, то есть еретическим, — пояснил экскурсовод и продолжил свой рассказ историей о первых старообрядцах на Урале.

Поморский уголок

На витринах размещены экспонаты, посвященные основным согласиям старообрядцев, которые бытовали на Урале, представлены были и Поморские рукописиРукописи здесь выставлены самые что ни на есть поморские, — продолжил Сергей Белобородов. — Их «Ответы» — апологетическая книга не только для их согласия, но и для всех старообрядцев, где обосновывается, почему произошел раскол Церкви с позиции самих староверов. Здесь же — еще одна замечательная рукопись: месяцеслов со святцами. Говорит о старообрядцах многое, поскольку развенчивает миф о них, как о строгих бородачах, которые только молятся и больше ничего не делают. Здесь мы наблюдаем соединение вроде бы не соединяемого. Это месяцеслов, который… дополнен знаками зодиака. Это начало XIX века, Выг. Причем знаки здесь иллюстрированы и истолкованы в том ключе, что будет с человеком, родившимся под тем или иным знаком. Интересны изображения: под девой изображена крестьянская девка, розовощекая, с серпом, которая жнет хлеб. Стрелец — понятно, обыкновенный мужик с собачкой, который вышел на охоту. Сложности начались с другими знаками. Вот, козерог, например. Автор изобразил козла, справился. А вот про скорпиона создатель этой книги информации не нашел и нарисовал… большого таракана. На мой взгляд, эта книжка дает очень четкое понимание, что старообрядцы — это нормальные люди, которым было присуще чувство юмора.

Выставка старообрядческой книжности

Поморский месяцеслов, Выг

Напоследок организаторы подчеркнули: все, что здесь выставлено, получено у самих носителей уникальной культуры — у старообрядцев. Выставка «Свет дневной есть слово книжное» открыта в Музее истории Екатеринбурга с 10:00 до 18:00 по адресу: Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 26.


Автор: М. Гусев

опулярное

опросы наставнику

Задать вопрос

тправить письмо

Напишите нам и мы ответим вам на любые ваши вопросы

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения

спешно отправлено

Мы ответим вам в ближайшее время

адать вопрос

За время работы этого раздела мы получили немало вопросов наставнику, где каждый из ответов является не простой «отпиской», а детальным индивидуальным рассмотрением жизненной ситуации человека.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимая условия пользовательского соглашения