латоуст. Неделя вторая Великого поста
В неделю 2-ую Великого поста, поучение святого Иоанна Златоустаго от Божественного Писания о святом посте (слово 24-е)
Придите все верные, любимое стадо Христово, да обычное сотворю вам поучение. Услышите еще раз, что и вначале сказано было о святом посте. Ныне минули две недели поста.
Всего года десятина есть пост сей, на врачевание души установленный, и должны мы десятину душевную чисто отдавать Богу, как и первые святые творили, не только от имения своего отдавали десятину, но исполняли и душевную: постом и молитвами, поклонами и милостынею, и прославились от Бога, как сотворившие волю Его. Первым постился Енох, и взят был с плотью на небо, и доныне жив есть. Постился Ной, и был избавлен от потопа, с рожденными от него детьми, и от племени его произошел нынешний мир. Постился также Авраам, и наречен был другом Божьим, стал отцом всем пророкам и патриархам. Моисей, постом очистившись, с Богом беседовал лицом к лицу, и просияло лицо его, как солнце. Илья постился, и свел огонь с неба, и дождь от Бога для людей испросил. Пророк Даниил постом львов укротил, и был наречен мужем желаний. Исус Навин, постившись, победил иноплеменников и остановил течение солнца. Три же отрока, вверженные в огненную пещь, постом и молитвами угасили огонь. Постились ниневитяне и гнев Божий обратили к кротости. Многие же и в Новом Законе освятились постом, молитвами и смирением, и милостынями к Богу приблизились.
Пост, который не имеет смирения, словно дом без крыши, или утлый сосуд: таков есть пост без смирения. Кто постится, но не творит милостыни, тому мало будет пользы.
Угодники Божии святы были постом и молитвами со смирением и милостынею, и именам их нет числа. Если же скажете, что святые были крепкими, а мы слабы и не можем преклонять колен, то отдадим хотя бы чисто сию десятину, которую Сам Господь Бог наш требует от нас.
Год состоит из трехсот шестидесяти и пяти дней, и от всех этих дней избрал Господь Бог Свою десятину. Здесь уразумейте то, что скажу вам. Тридцать шесть дней с половиною, от трехсот шестидесяти пяти, есть десятая часть всего года. Сего же святого поста семь недель имеют в себе сорок девять дней. От них отнимем субботы и недели, которые являются днями Господскими и праздниками, и останется тридцать пять дней. Прочее прибавим от поста в Святую Великую субботу и половины светлой ночи, и получится тридцать шесть дней с половиною, что составляет десятину от трехсот шестидесяти и пяти дней всего года. Сего ради и Великая суббота причитается к посту, чтобы ничего не пропало от Божьей десятины. Так рассудивши, святые отцы повелели в сию субботу поститься, потому что тогда и Христос лежит еще во гробе. Таким образом, все сии семь недель составляют Божию десятину. И если не отдадим ее чисто, то что ответим Богу?
Как примем прощение грехов, если и в эти дни от пьянства, лакомства и прочих похотей не удержимся: ведь ради невоздержания и совершилось преступление закона, а от преступления закона, через невоздержание, смерть вошла в мир. Не сохранил Адам поста чисто, как заповедал ему Бог, и принял телесную смерть. Мы же, если при стольких свидетельствах не сохраним всех постных дней, то не умрем ли душевно? Смерть души есть вечная мука, как и апостол Павел говорил: «Вдова сластолюбивая заживо умерла».
Знаете и вы сами, как любимы были Богом израильские люди, которых провел Он сквозь Чермное море, как по суше, и манну им подал с небес, и множество чудес сотворил в них, говоря: это сын Мой, первенец. Но и тех, не постившихся, не пощадил. Говорил им Моисей по веленью Божьему: поститесь сорок дней. Они же, только двадцать дней постившись, сели есть и пить, и пришел на них гнев Божий, и погибло от них злой смертью двадцать две тысячи, а прочих пожег огонь за их невоздержание.
Какая же и нам будет польза, если, неделю только попостившись, станем опять угождать телу и делать неправду? Но молю вас: не прельщайтесь, когда видите некоторых живущих без страха и о душе не пекущихся: они рабы не Богу, но чреву, конец их есть — пагуба и смерть, а по смерти ждет мука вечная. О братья, молю вас, как начали вы поститься от первого дня, так сотворите и до Воскресения Христова. Но никого из вас не понуждаю поститься через силу: каждого по силе своей. В расслабление не вдавайтесь. Гнев же, и зависть, и клевету от себя отриньте, как и сказал апостол: мир и любовь имейте со святынею.
Где многое питие и объедение — там нечистое житие. Всякий же постящийся ярость, и ссоры, и всякую неправду должен оставить. Заслужите награду свою в терпении, да с чистой совестью причаститесь святых Тайн Христовых. Если же кто в святые сии постные дни не причастится, то будет иметь глад душевный. Так дайте, верные, духовное брашно душе, а телу — телесное. Не тело только питай, но и душу не оставь алчущую и лишенную Божьего дара, но насыть ее святым причастием. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Во вторник 3-ей недели поста, поучение некоего старца к детям духовным (слово 26-е)
Говорил старец: если одно око погибнет, то другое останется на службу телу. Душу же едину дал нам Бог, если ту погубим, то с чем будем жить? Поэтому позаботимся о душах своих, так как о них примем суд, а тело есть персть.
Если противитесь злокозненному демону, то отбежит от вас, и с ангелами воздадите хвалу Христу Богу. Душа и тело есть брат и сестра. Тело не живет без души, и душа не живет без тела. Хорошо, когда человек и о душе, и о теле заботится одинаково. Человеческие грехи подобны давно не стираной ризе, которая, почерневши, не может скоро отмыться: так и человек, грешник, если долгое время не кается, то душа его помрачается.
Я много испытывал и много размышлял, и едва смог понять, как житие сие словно коло вращается, и, подивившись, сказал: о безумный человек, что понапрасну мятешься? Лучше есть, братья, оставить житие сие прелестное и прибегнуть ко Владыке и Богу, и просить отпущения согрешениям нашим. И каждый из нас должен по возможности и силе творить милостыню, и Господь воздаст нам седмицею. Святое Евангелие говорит: дающий нищему Христу дает. Но давай в тайне, по реченному: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, и Бог воздаст тебе явно. Не любит Владыка тщеславия, но смирение и правду. Если, сказал, молитесь, угодны будете Отцу вашему. Если поститесь, то приблизитесь к Отцу вашему, Который на небесах. Будьте, сказал, милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд есть: уподобляйтесь Ему в милосердии. Если помыслишь о том, чтобы подать милостыню, то не отлагай до утра, но когда подумаешь, тогда и сотвори добро, потому что не владеешь ты завтрашним днем.
Если имеешь веру, то сохранись от пьянства и имей чистую любовь. Если, сказал, раздам все имение мое, и если предам тело мое, чтобы сжечь его, но любви не имею, то нет мне в этом никакой пользы. Если не имеешь любви, то разоряешь закон и губишь труды свои. Подумай об этом и покайся, перестань делать зло и подвизайся на добро. Возложи на Господа заботы твои, и Он насытит тебя. Посмотри на небесных птиц, которых есть бесчисленное множество: орлы, вороны, и подобные им, и те взывают к Отцу Небесному, и дает им пищу.
Пост же есть не пищи только лишение, но и удаление от всякого зла. Пост истинный тогда будет, когда не украдешь, не сотворишь блуда, не лжесвидетельствуешь, не клевещешь, не завидуешь и никого не обидишь. Паче же всего удаляйся блуда: всякий грех, по апостолу, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Блуд не тело одно только вводит в грех и оскверняет, но и душу омрачает делами своими.
Об этом Господь предлагает притчу.
Некоторый человек имел двух сыновей, и разделил им отец имение свое. Младший же сын, взявши от отца данную ему часть, отошел далеко в чужую страну и там расточил имение свое, живши блудно, и, погубив все, обнищал. Тогда настал великий голод в стране той, и он, погибая от голода, начал пасти свиней и желал насытиться от рожков, которые ели свиньи.
И сказал в себе: чего ради погибаю я от голода, когда у отца моего столько наемников избыточествуют хлебами. Но, восставши, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, согрешил я на небо и перед тобою и уже не достоин того, чтобы называться твоим сыном. Сотвори меня, как единого от наемников твоих. Не словом только сказал это, но и делом сотворил. И отец милосердный принял его, кающегося, и заклал упитанного тельца, и возложил перстень на руку его и сапоги на ноги его.
Толкование. Телец упитанный есть Тело и Кровь Христовы, а перстень — обручение Святого Духа. А сапоги — крещение и заповеди, и прочее.
В тот же день поучение святого Иоанна Златоустаго о разговаривающих в церкви (слово 27-е)
Говорю сие христианам, которые, стоя в церкви, в час святой литургии и страшной службы, беседуют неподобными словами в этом святом месте. О, что творишь, человек, не обещался ли ты, когда сказал иерей: «горе имеем сердца», и ты ответил: «имамы ко Господу»? Но о суете только помышляешь, не боишься ли, не стыдишься в час тот оказаться лживым? О великое чудо, трапеза Царя Небесного уготована, и Агнец Божий ради тебя предается закланию, с предстоящими серафимами и херувимами шестокрылатыми, парящими и закрывающими лица свои. И все небесные силы вместе с иереем за тебя молятся Богу, огонь небесный сходит с неба, и Кровь Христова в потире содержится для твоего очищения, ты же как не стыдишься и не оставляешь суетных разговоров? Столько часов имеет день, и от них один только час отделил Себе Господь на службу, ты же и этот час проводишь со смехом и пустыми беседами. И как посмеешь тогда приступить к Божественному Таинству, и принять Тело и Кровь Христовы скверными устами? Нет, братья, да не будет этого, но примите Тело и Кровь Христову со страхом и трепетом, очистившись от всякого греха и чисто покаявшись. Ибо дар сей не иерей дает, который служит над ним, но Отец, и Сын, и Святой Дух.
Молю вас, братья, не дерзайте, стояще в церкви, пустыми беседами проводить час тот, в который великая тайна совершается, но да предстоим со страхом, не говоря ни с кем, ни единого слова, до окончания службы. Очами смотрим долу, а умом — горе, воздыхая и сокрушаясь сердцем. Не видел ли ты, как перед тленным царем предстоят, не переступая с места, не беседуя ни с кем, не озираясь никуда очами, но стоят со страхом, как требуется. Подумай об этом, человек: если и земному царю предстоят со страхом, то не тем ли паче к Небесному Царю подобает приступать с боязнью и трепетом. И так входить в церковь, как достойно есть входить на молитву к Богу, не имея на кого-либо злобы и гнева, чтобы получить дерзновение сказать: оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком.
————-
Издание ДПЦ, 2010 г., (Преображенское, 7421), свободный перевод.